Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ФЕВРАЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

26 февраля.
50 лет со дня первого концерта Государственного ордена Трудового
Красного Знамени академического русского хора Союза ССР

 

 

Полвека назад в Колонном зале Дома союзов состоялся первый концерт Государственного хора СССР. В концерте прозвучали сочинения Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского/А. С. Аренского, обработки народных/ песен. Дирижировал концертом один из создателей коллектива, а впоследствии его бессменный руководитель - выдающийся советский музыкант Александр Васильевич Свешников. В рецензии на концерт газета "Вечерняя Москва" писала : "Государственный хор СССР в своем первом концерте показал себя крепким коллективом с хорошо подобранными голосами. Чистота и ровность звучания, которых так трудно добиться в хоровом пении, стоят на достаточной высоте".

С первых дней творческой биографии Госхор СССР занял место ведущего хорового коллектива страны. В его задачи входила прежде всего широкая пропаганда произведений советских композиторов, активно работавших в те годы во всех жанрах - от кантат и ораторий до хоровых миниатюр и массовых песен. Звучали сочинения С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, А. И. Хачатуряна, А. Ф. Гедике, Е. К. Голубева, С. Н. Василенко, И. О. Дунаевского и др. Западноевропейская классика была представлена ораторией Г. Ф. Генделя "Самсон", Траурно-триумфальной симфонией Г. Берлиоза, Девятой симфонией Л. Бетховена. Большое место в репертуаре хора занимали произведения русских композиторов-классиков, обработки народных песен. С 1937 по 1940 год художественным руководителем Госхора СССР являлся профессор Н. М. Данилин, а в 1941 году коллектив вновь возглавил А. В. Свешников. Огромную заслугу этого великолепного мастера в развитии советского хорового искусства трудно переоценить. "Его богатому опыту, - писал Д. Д. Шостакович, - зрелости яркого таланта и мастерству хор обязан своими достижениями".
В 1942 году на базе Госхора СССР был организован Государственный хор русской песни. В суровые военные годы русская народная песня стала средством огромного политического и художественного воздействия. Коллектив ездил с концертами по фронтам и госпиталям, выступал в колхозах и заводских цехах. "От Ваших выступлений остается яркое волнующее впечатление и гордость за творчество русского народа", - писал маршал Советского Союза И. С. Конев руководителю хора А. В. Свешникову.
С победой в Великой Отечественной войне началось триумфальное шествие советского хорового коллектива по городам освобожденной Европы. Первые же гастроли хора за границей принесли ему репутацию "лучшего хора мира". Газеты ГДР, Венгрии, Чехословакии, Румынии, Австрии, Польши, Норвегии, Финляндии, Швеции восторженно отзывались о выступлениях хора, называя его достижения "неслыханными".

В 1955 году за мастерство и высокий художественный уровень хору было присвоено звание "Академический", и он был переименован в Государственный академический русский народный хор Союза ССР.
Посетив в 1965 году Италию, -родину бельканто, — хор получил новое подтверждение своих достоинств. "Чистота, единое звучание, совершенная интонация, высочайший уровень исполнения - такова характеристика этого прекрасного полифонического ансамбля", - писал рецензент одной из миланских газет. Искусству хора с восторгом аплодировали жители Бельгии, Фракции, ГДР, Западного Берлина, Болгарии. Четыре раза хор с успехом гастролировал в Японии.
В 1971 году за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства хор был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1980 году ушел из жизни блистательный руководитель хора, Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР А. В. Свешников.
Руководство коллективом было поручено талантливому советскому хормейстеру И. Г. Агафонникову. Яркий, темпераментный музыкант, имеющий более чем 20-летний опыт работы с хором Большого театра Союза ССР, народный артист РСФСР, председатель Московского отделения Всероссийского хорового общества, он сразу же показал себя достойным преемником Свешникова. Бережно относясь к славным традициям коллектива Агафонников внес в его работу новую окраску, обогатил репертуар интересными, порою мало исполняемыми образцами русской хоровой музыки, установил тесные творческие контакты с современными советскими авторами.

В репертуарном багаже хора в настоящее время насчитывается более трех тысяч произведений. Здесь и такие шедевры ораториально-кантатного жанра, как Рождественская оратория И. С. Баха, Реквием В. Моцарта, Реквием Верди, "Сотворение мира" Й. Гайдна, Торжественная месса Л. Бетховена. Звучат в исполнении хора и немеркнущие творения русских классиков - М. И. Глинки, А.А. Алябьева, А.Л. Гурилева, А.Е. Варламова, А. С. Даргомыжского и др. Хором были исполнены и записаны все произведения а капелла П. И. Чайковского, его кантата "Москва", непревзойденные шедевры С. В. Рахманинова. За последние годы репертуар обогатился яркими творениями С. И. Танеева, А. С. Аренского, А. Т. Гречанинова, Ю. С. Сахновского, П. Г. Чеснокова, Вас. С. Калинникова, В. Я. Шебалина; в концертные программы включены древние песнопения, фрагменты "Пещного действа", концерты Н. Калашникова, Д. С. Бортнянского.
Современная западноевропейская хоровая музыка представлена произведениями И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, 3. Кодая, О. Мессиана, К. Орфа, М. Теодоракиса.

Хор и сегодня продолжает славную традицию, о которой писал Д. Д. Шостакович: "Нам, советским композиторам, особенно дорого творчество хора еще и потому, что он почти во всех случаях
является первым исполнителем новых произведений".
О. Сивова