Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ЯНВАРЬ

 



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

28 января
75 лет со дня рождения
Бориса Михайловича ТЕРЕНТЬЕВА

 

 

Народный артист РСФСР Б. М. Терентьев родился в Одессе. Музыкальное образование получил в Киевской консерватории, которую окончил по классу фортепиано Г. Н. Беклемишева, и в Московской консерватории (класс композиции Р. М. Глиэра).

После окончания консерватории в 1937 году и до начала Великой Отечественной войны Терентьев работал в различных организациях. В этот период шло активное освоение "музыкальной целины" союзных республик и окраин страны. Свой вклад в это важное дело внес и Терентьев: работал в Коми АССР, изучал там местный фольклор. Тогда же написал музыку к спектаклю драматического театра "Усть-Куломское восстание", а также песню "Дни проходят" (слова Н. Финка), мелодия которой так полюбилась народу, что не раз подтекстовывалась другими словами.

В 1941 году композитор ушел на фронт. За выполнение задания командования Северного Военно-Морского флота был награжден орденом Красной Звезды.
С Военно-Морским флотом связаны многие сочинения Терентьева: песни
"Слава флоту" (слова Н. Флерова), "Расставание" (слова А. Жарова), "Песня о бушлате'*, "Это в бой идут матросы" (слова Н. Флерова), музыка к драматическим постановкам. Морская тематика вдохновляет композитора и в мирное время. Так, в послевоенный период написаны песни "Я море люблю" (слова М. Рудермана), "За тех, кто в море" (слова В. Гурьяна), "Два моряка" (слова В. Крахта) и др.
После демобилизации с 1945 года Терентьев работал музыкальным руководителем на киностудии документальных фильмов, выступал с авторскими концертами, принимал участие в проведении смотров и фестивалей художественной самодеятельности.

Еще в годы учения началась общественная деятельность Терентьева, которая на всех этапах отличалась многогранностью своих проявлений. С одной стороны, это непрерывная комсомольская, а затем партийная работа (политработник на флоте, секретарь партбюро Союза композиторов СССР), а с другой стороны - Терентьев принимает участие в работах многих общественных организаций: председатель песенной комиссии Союза композиторов СССР, председатель правления Музыкального фонда Союза композиторов СССР, член обществ дружбы "Финляндия - СССР", "США - СССР", член различных художественных советов. Начав свою общественную работу с агитатора по выборам в районные Советы народных депутатов, теперь он сам является депутатом Моссовета нескольких созывов. С 1979 года и по сей день Б. Терентьев работает секретарем СК РСФСР и СССР, председателем правления Московской организации СК РСФСР.
И все эти годы композитор неустанно писал музыку. Верным спутником, позволяющим высказаться, откликнуться на волнующие жизненные события и памятные даты, была и остается песня. Навстречу XXVII съезду КПСС написаны песни "Великая партия" (слова А. Карамушко), "В защиту земли" (слова А. Владимирова).
 
Песенность, напевность - определяющие черты стиля Терентьева. И не случаен поэтому интерес композитора к вокальным жанрам. С успехом идет в московском Детском музыкальном театре опера "Максимка", созданная в 1976 году; за ней последовала вторая детская опера - "Братишка" (1978). Оперетта "Верное средство" (1955) прозвучала по радио. В Свердловском театре музыкальной комедии была поставлена оперетта "Камень счастья" (1960), а в Московском областном гастрольном театре - "Первая ласточка" (1962). Славный Ленинский юбилей ознаменовала в творчестве Терентьева большая вокально-симфоническая фреска - увертюра-кантата "Голос сердца" на слова Е. Долматовского. Обширна сфера камерных вокальных произведений: циклы песен на слова Н. Некрасова (1937). И. Куратова (1940), "В родной степи" на слова А. Говорова (1960), "Полночные стихи" на слова А. Ахматовой (1960). Одна из последних работ -цикл миниатюр на слова Н. Доризо "Строфы".

Песенностью пронизано и инструментальное творчество Терентьева: скрипичные и фортепианные пьесы, Поэма для виолончели и фортепиано. В 1985 году завершена симфония, мелодическим материалом для которой послужили темы утерянной во время войны ранней симфонии.
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени и других правительственных наград Б. М. Терентьев, продолжая творческую и организаторскую деятельность, часто встречаясь с трудящимися, воинами Советской Армии и Флота, на деле оправдывает свою глубокую убежденность в том, что для полноты творческого самовыражения советского композитора необходима теснейшая связь с народными массами, активное участие в общественной жизни.
Е. Полунина