Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

2 июля
100 лет со дня рождения
Сергея Алексеевича БУГОСЛАВСКОГО (1888 - 1945)

 

 

Имя С. А. Бугославского занимает почетное место в советской культуре и науке. Музыковед и композитор, авторитетный ученый-этнограф и историк древнерусской литературы, талантливый лектор-пропагандист и музыкально-общественный деятель, он воплощал в себе лучшие черты передовых кругов русской интеллигенции, стремившейся обеспечить преемственность русской и советской культуры, науки, искусства. Обладая широким кругозором и разносторонними знаниями, Бугославский не только бережно изучал и сохранял культуру прошлого, но, как подлинный просветитель, всегда чуткий к новому, он постоянно стремился к распространению знаний в широких массах трудящихся Советской страны.

Детские и юношеские годы будущего ученого прошли на Украине. Еще в раннем детстве он заслушивался народными песнями родной Черниговщины, старинными сказками и легендами и эту любовь к музыке, к народному творчеству пронес через всю свою жизнь. Успешно окончив в 1908 году Киевское музыкальное училище, Бугославский, не оставляя занятий музыкой, поступает на историко-филологический факультет Киевского университета, который оканчивает в 1912 году. Появление первых печатных работ (с 1910 года) по истории литературы, незаурядные способности молодого ученого были замечены петербургскими академиками В. Н. Перетцем и А. А. Шахматовым, под руководством которых он работал в 1912 - 1915 годах как профессорский стипендиат. После сдачи магистерских экзаменов Бугославский в 1915 году был приглашен в качестве приват-доцента в Московский университет. Одновременно углубляются и музыкальные интересы Бугославского: он совершенствует свое образование под руководством профессоров Московской консерватории А. А. Ильинского (теория), С. Н. Василенко и Р. М. Глиэра (композиция, инструментовка). В эту пору появляются романсы и ряд камерно-инструментальных произведений Бугославского, в дальнейшем - кантата "Песнь о Буревестнике" (по М. Горькому), симфония с хором "Пушкин".

В 1919 - 1922 годах Бугославский -профессор Крымского университета (Симферополь). С 1922 года и до своей кончины он жил и работал в Москве: вел курс музыкальной этнографии в Коммунистическом университете трудящихся Востока и Высшем литературно-художественном институте имени В.Я. Брюсов а, был художественным руководителем Московского радио (1926 -1930), лектором филармонии. Одновременно с 1938 года он является старшим научным сотрудником Института мировой литературы имени А. М. Горького (в 1940 году им была защищена докторская диссертация).

В деятельности Бугославского поражала прежде всего широта научных интересов. Уже будучи известным филологом, он начал в 1916 году свою музыкально-критическую деятельность статьями о концертах М. Е. Пятницкого, гусляра Колосова, а в период работы в Коммунистическом университете стал широко изучать фольклор братских народов, входящих в состав нашего многонационального государства, и даже создал сюиту "Песенный рассказ о таджиках". Причем, собирая и записывая фольклор (Бугославский неоднократно участвовал в специальных экспедициях), он много времени и сил уделял его научно-творческой обработке не только как музыкант-теоретик и историк, но и как ученый-филолог. Так появляются его авторитетные труды "Русская народная песня", "Песни донских и кубанских казаков" (обе совместно с И.И. Шишовым, М., 1936, 1937), "Песенные традиции в России ХУШ — XIX веков", "Русская история в народной песне", "Песни татар, мещеряков и ногайцев", "Музыка в современном быту народов СССР". Перу Бугославского принадлежат оригинальные исследования "Звуковые элементы в творчестве Максима Горького" (1932) и "Русские народные песни в записи Пушкина" (1941).

Увлекала Бугославского и лекторская работа на радио и в филармонии (характерна его статья "Роль радиоконцертов в деле музыкального просвещения масс" в журнале "Музыка и революция", 1926, № 1). Как вспоминает его коллега по работе Г.А. По-л яновский, Сергей Алексеевич умел четко и лаконично выразить суть явления, его эстетическую природу, социальные корни, дать слушателям концентрат нужных знаний о предмете. Причем лекции его были плодом собственных изысканий, наблюдений, обобщений, а не компиляциями чужих работ. Бугославский умело пробуждал в слушателях интерес к народному творчеству. Много сделал он для популяризации русской хоровой культуры. Он знал поименно всех участников хора М. Б. Пятницкого, ценил близость манеры их исполнения к подлинно народной. Он принимал самое живое участие в становлении Северного народного хора (руководитель А. Я. Колотвдова), посвятил книгу искусству исполнительницы песен народностей СССР Ирмы Яунзем (М., 1927, 1929). Вместе с такими же, как он, энтузиастами радиовещания - М. С. Куржиямским, С. М. Чемодановым, Г. А. Поляновским - он отыскивал новых талантливых исполнителей, привлекал их к творческой работе на радио.

В круг творческих и научных интересов Бугославского входила и такая новая в ту пору отрасль искусства, как музыкальное сопровождение немого кино. Являясь музыкантом-практиком и в этой области (укажем в качестве примера его музыкальное сопровождение к кинофильму "Праздник святого Йоргена"), он разрабатывал теоретические принципы и методы создания киномузыки как органичной части художественного целого. Его работы "Музыка и кино. Опыт киномузыкальной композиции" (совместно с В.Л. Мессманом, М., 1926), "Музыка в кино" (М., 1928), "Музыкальное сопровождение в кино" (совместно с Д. С. Блоком, М., 1929) и сегодня являются ценным материалом по изучению эпохи "Великого немого".
Все, к чему прикасалась живая, пытливая творческая мысль Бугославского, было согрето вдохновением музыканта-художника и одновременно ограничивалось неумолимой логикой ученого-исследователя, облекавшего мысль в строгие и стройные формы. Этими качествами отмечены и его книги, статьи, посвященные творчеству М. И. Глинки и П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и А. Д. Кастальского, М. М. Ипполитова-Иванова и Р. М. Глиэра, А. Я. Эшпая и Д. Д. Шостаковича.
В. Руденко