Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

26 июля
125 лет со дня рождения
Язепа ВИТОЛА (1863 - 1948)

 

 

Язеп Витол родился в Вапмиере, провинциальном латышском городке. Его отец, Янис Витол, был учителем Елгавской реальной гимназии. В родительском доме господствовал дух религиозной строгости и почитания авторитетов, духовные интересы связывались исключительно с немецкой культурой.
Латвия тех дней была в сильной степени онемеченной страной, преподавание велось по-немецки, и дома в семье Витола звучал немецкий, а не латышский язык. Латышское ассоциировалось с простонародным - только во время летнего отдыха, в деревне Язеп Витол мог слышать латышские песни, латышский крестьянский говор.

Музыкальные занятия, начатые в Елгаве, оказались не очень систематическими. Язеп учился игре на фортепиано, на скрипке, затем на органе. С пятнадцати лет пробовал сочинять - тайком, никому не показывая.

В 1880 году юноша приезжает в Петербург и поступает в консерваторию в класс альта. Но тут сказалось отсутствие настоящей школы - обнаружилась неправильная постановка рук, и с мечтами об исполнительской карьере пришлось расстаться. Зато на экзамене по теории Музыки Витол имел большой успех и был принят в класс Н. А. Римского-Корсакова. В занятиях теорией и сочинением Витол постепенно нашел себя и в 1886 году окончил консерваторию с малой золотой медалью.
Консерваторские годы сыграли решающую роль в духовном формировании Витола. Знакомство с русской культурой, театральные и концертные впечатления столицы, столь волнующие после тихой жизни в Елгаве, новые люди, новые интересы и увлечения. Именно в Петербурге постепенно укрепилось самосознание Витола как латышского национального художника. Тому способствовали две основные причины. Прежде всего, новое русское искусство, в атмосфере которого воспитывался Витол, было проникнуто национальным духом, пафосом утверждения истинно народного. Таковым было и влияние Римского-Корсакова, учителя Витола. Показателен один эпизод, о котором латышский композитор вспоминал много позднее. Как-то он принес на урок хор "в народном духе". "А в каком народном духе?" - осведомился
Римский-Корсаков. - "Кажется, в русском". - "Ну, уж это вы бросьте!"
Второй силой, воздействовавшей на Витола в годы учебы, было общение с соотечественниками. Латышские интеллигенты, довольно многочисленные в ту пору в Петербурге, стремились к объединению под знаком национальной культуры, Постепенно Витол осознал свою художественную задачу -"открыть сложные, в те времена еще таинственные для нас пути нашего искусства".

По окончании курса Витол принял предложение занять место преподавателя теоретических дисциплин в Петербургской консерватории. Педагогическая деятельность Иосифа Ивановича Витоля (так его величали по-русски) длилась в Петербурге больше тридцати лет (1886 - 1918). Последние десять лет он вел специальный курс форм и сочинения, воспитав несколько поколений музыкантов, среди которых были С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, В. В. Щербачев, В. М. Беляев.
В 1888 году Витол принял участие в Празднике песни в Риге. С этого времени связь с Латвией становилась все теснее; Витол постоянно выступал на ежегодных "Осенних концертах", своеобразных смотрах латышской музыки. Его исполнительская деятельность отличалась разнообразием, но наиболее активен был Витол как хоровой дирижер. С 1894 года он руководил хором Петербургского латышского благотворительного общества, затем - хором одной из церквей. В репертуаре этих коллективов преобладала национальная музыка.

Рубеж столетий - расцвет композиторского творчества Витола. Начав как автор фортепианных миниатюр, романсов, он постепенно приходит к своему центральному жанру - хоровой музыке. Особенно выделяются хоровые баллады на народно-патриотические темы - "Беверинский певец", "Замок света", "Королевна".
В 90-е годы интенсивнее становятся контакты Витола и с деятелями русской музыкальной культуры. Он -постоянный член Беляевского кружка, объединившего крупнейших петербургских композиторов, среди его друзей -А. К. Лядов, А. К. Глазунов. После смерти М. П. Беляева собрания-"пятницы" происходят в квартире Витола. В 1911 году торжественно отмечается 25-летие его преподавательской деятельности.
В 1918 году, с образованием Латвийской республики, Язеп Витол возвращается на родину. Вначале он руководит оперным театром, но вскоре переключается на педагогическую деятельность и в 1919 году основывает в Риге консерваторию, где до 1944 года занимает пост ректора. Ныне Латвийская государственная консерватория носит его имя. Среди учеников Витола -А. Заринь, А. Жилинский, Я. Иванов, Я. Калнинь, А. Скултэ, дирижер Л. Вигнер, некоторые известные музыковеды. "Вся моя деятельность в качестве ректора консерватории была борьбой -с внутренними и с внешними силами. Весь мой успех - в радости, что работа удалась." Педагогические принципы Витола были неразрывно связаны с петербургскими традициями, с опытом его учителя Римского-Корсакова.
В октябре 1944 года Язеп Витол покинул Ригу; последние годы его жизни прошли в эмиграции. Композитор скончался 24 апреля 1948 года в городе Любеке.
Творческая деятельность Витола весьма многообразна: помимо композиции он занимался исполнительством и музыкальной критикой. Будучи в 1897 -1914 годах рецензентом петербургской немецкой газеты "St. Pfetersburger Zeitung", Витол ежедневно давал обзоры музыкальной жизни столицы. Позднее он выступал также и в латышской периодике.

Витол по праву почитается одним из основоположников латышской профессиональной музыки. Не случайно в центре его творческих интересов были обработки латышских народных песен (их около 350) для хоров разных составов, сольные вокальные и инструментальные. Создание национального стиля для Витола было сознательным и продуманным делом, опиралось на стройную систему эстетических воззрений. Так, "оригинальность в народном духе" он считал естественной в вокальной или программной инструментальной музыке - сюите, увертюре, но не в "чистых" жанрах симфонии, сонаты, квартета. Поэтому среди оркестровых сочинений Витола выделяется симфоническая поэма "Лиго", посвященная латышскому языческому обряду, и некоторые другие программные произведения. Многообразно также наследие композитора в сфере камерной музыки.
Создатель национальной композиторской школы, Язеп Витол оказал сильнейшее воздействие на весь ход развития латышской музыкальной культуры.
С. Савенко