Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮЛЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

7 июля
80 лет со дня рождения
Одиссея Ахиллесовича ДИМИТРИАДИ

 

"Богатство национальных культур нашей страны, близость и родство их в главном - в строительстве единой по своим идейным устремлениям социалистической культуры, имеющей сегодня колоссальное влияние во всем мире, - за всем этим для меня конкретные факты, вехи биографии", - пишет народный артист СССР, дирижер О. А. Димитриади, вспоминая о своей творческой жизни, прошедшей "под знаком этого общения и взаимопомощи". Интернациональные традиции активно усваивались им уже в годы учебы у русских музыкантов - скрипача-виртуоза Д. Легкера и виолончелиста В. Соколова в Батуми, затем - в Тбилисской консерватории под руководством С. В. Бархударяна.

Общение с прекрасными музыкантами А. В. Гауком и И.А. Мусиным в период занятий в Ленинградской консерватории (1933 - 1936) способствовало, по признанию Димитриади, глубокому осмыслению русского и западноевропейского классического наследия с позиций национального художника, необычайному расширению кругозора, знакомству с исполнительскими школами. Студенческая пора, насыщенная поисками, творческими дискуссиями, объединила молодежь из многих уголков страны. В ту памятную пору закладывались основы не ослабевающего в дальнейшем творческого интереса к искусству разных народов.
Начало дирижерской биографии и серьезный успех были связаны с постановкой "Пиковой дамы" П. И. Чайковского, ставшей своеобразным "факелом" творческой деятельности. Спектакль был осуществлен в Оперной студии Ленинградской консерватории, возглавляемой И. В. Ершовым. Уже в первом самостоятельном спектакле, отмечает Г. С. Буденная, молодой дипломант "обнаружил те свойства своего таланта, которые в дальнейшем позволят критикам и слушателям назвать его дирижером-романтиком, художником пламенного темперамента, артистом редкой естественности и пластичности"
В 1937 году дирижер был приглашен в Тбилисский театр оперы и балета. Удачным дебютом явилась постановка "Евгения Онегина". Долгие последующие годы отмечены плодотворной работой по созданию грузинской советской оперы, по освоению опыта композиторов соседних республик. Оперная труппа театра справедливо считалась одной из сильнейших в стране и была поистине интернациональной по составу. Наряду с выдающимися деятелями грузинского искусства - С. Инашвили, П. Амиранашвили, Д. Андгуладзе, Н. Цомая, Д. Гамрекели и другими — в нее входили талантливые артисты разных национальностей - Л. Исецкий (Иоанесян), В. Шапошников, Е. Гостенина, Т. Шаратта (Долидзе). В годы войны на этой сцене пели украинские певцы: В. Гужова, М. Гришко, Н. Частий, И. Кученко. Особенно запомнился прощальный спектакль "Аида", когда в 1944 году украинцы уезжали в освобожденный Киев.
В первое десятилетие работы в театре были поставлены "Кармен" Визе, "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Богема" Пуччини, "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Пиковая дама" Чайковского. Это было время дальнейшего интенсивного развития грузинского советского музыкального искусства. Вся его эволюция связана с именем Димитриади.

Талантливый дирижер становится первым вдохновенным интерпретатором и активным пропагандистом сочинений композиторов Грузии. Он непосредственно причастен к рождению грузинского балета на современную тему. В 1938 - 1939 годах состоялись премьеры балетов "Малтаква" Ш. Тактакишвили, "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева. В 1940 году Димитриади дирижировал балетом А. Баланчивадзе "Сердце гор" и в этом же году впервые национальной оперой "Разбойник Како" А. Андриашвили (по поэме И. Чавчавадзе), которая, по свидетельству очевидцев, пользовалась небывалым успехом.
Одно из примечательных качеств творческой личности Димитриади -многогранность. Он одинаково эмоционален и глубок как в оперной, так и в симфонической музыке. С 1947 по 1952 год Димитриади - главный дирижер и художественный руководитель симфонического оркестра Грузинской ССР, ас 1952 по 1965 - главный дирижер Театра оперы и балета имени З.П. Палиашвили. Сам он считает этот период наиболее плодотворным. Так, в дни празднования 300-й годовщины воссоединения Украины с Россией в 1954 году была поставлена опера К. Данькевича "Богдан Хмельницкий".
В 50-е годы "активнее всего шла работа над созданием национального репертуара", - вспоминает дирижер. Дружбе грузинского и русского народов, памяти великого русского писателя А. Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе была посвящена опера Д. Торадзе "Невеста севера", над которой работали в сезоне 1957/58 года.

В преддверии 40-летия Советской Грузии в сезоне 1960/61 года дирижер проводит четыре премьеры опер: "Лавина" А. Андриашвили, "Гаитиади" И. Геджадзе, "Десница великого мастера" Ш. Мшвелидзе и "Миндия" О. Тактакишвили. Поставлены также спектакли "Абесалом и Этери" 3. Палиашвили, "Орлеанская дева", "Мазепа" П.И. Чайковского, "Крутнява" Э. Сухоня, "Семен Котко" С.С. Прокофьева. Значение многих спектаклей вышло далеко за рамки республики. Так, огромный успех, выпавший на долю балета "Отелло" А.Д. Мачавариани, разделил и дирижер.

Гастрольные поездки Димитриади начались еще в 1945 году. Он стал первым грузинским дирижером, способствующим "выходу" грузинской музыки на всесоюзную и зарубежную эстраду, поднимая славу отечественного искусства далеко за пределами страны. Трудно перечислить маршруты всех гастрольных поездок, города и страны, где его искусство было высоко оценено.
Особенно любят Димитриади на земле Древней Эллады, на земле его предков. Под его руководством на сцене Греческой национальной оперы были осуществлены постановки "Евгения Онегина", "Пиковой дамы" Чайковского, "Обручения в монастыре" Прокофьева.

В 1965 году Димитриади был приглашен в Большой театр СССР. Появление здесь этого дирижера оценивалось как важное событие. Работа над спектаклями "Дон Карлос", "Евгений Онегин", "Риголетто", "Севильский цирюльник", "Трубадур", "Царская невеста" и др. - это важные вехи его биографии. Творческая биография Димитриади продолжается. И сегодня на практике осуществляется идея общения и взаимного обогащения. "Ведь искусство -это прекрасный путь к миру и дружбе", - утверждает Димитриади. И эти слова можно считать девизом его замечательной творческой биографии.
Т. Брославская