Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

10 июня
80 лет со дня рождения
Карла Ильича ЭЛИАСБЕРГА (1907 - 1978)

 

"На какой бы музыкальной почве вы с ним ни встретились, вы чувствовали, что имеете дело с мастером, профессионалом высшего порядка, со знатоком своей работы, своего метода дирижирования и музыки в целом" (Л. Коган).
"Искусство Карла Ильича - чистое, бескомпромиссное, не выносящее приблизительности и манерности" (Э. Гилельс).

Элиасберг - дирижер из легенды. Его имя в первую очередь ассоциируется с историческим фактом исполнения 7-й ("Ленинградской") симфонии Д. Шостаковича 9 августа 1942 года в блокированном Ленинграде. Фактом, обессмертившим имя Элиасберга.

К. И. Элиасберг родился в Минске в семье банковского служащего. Начальное музыкальное образование получил в г. Елисаветграде (ныне Кировоград) у педагога И. Гольденберга. В 1922 году пятааддатилетний скрипач поступает в класс профессора С. Кор-гуева в Ленинградской консерватории и с тех пор вся жизнь Элиасберга связана с этим городом. В 1928 году, еще будучи студентом, молодой концертмейстер оркестра театра оперетты Элиасберг, "спасая" производственную ситуацию, впервые становится за дирижерский пульт, готовит к постановке и без посторонней помощи проводит более ста представлений оперетты Г. Стот-гарта и Р. Фримля "Роз-Мари", а уже в 1932 году он выдерживает конкурс на место дирижера только что созданного Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета. Продолжая самостоятельно овладевать дирижерскими знаниями, уже с 1938 года Элиасберг начинает сотрудничество с оркестрами лучших филармоний страны -Ленинградской, Московской, Харьковской, и в том же 1938 году он, специальным решением жюри, удостаивается звания дипломанта I Всесоюзного конкурса дирижеров. Этот взлет -начало легенды.

О высокой "продуктивности" молодого маэстро и о качестве этой "продукции" ходили легенды - достаточно сказать, что в 1943 году героический ленинградский оркестр, руководимый Элиасбергом, был признан в числе лучших оркестров СССР и был даже повышен в категории, и на таком уровне за 900 блокадных дней сыграны все 300 концертов и оперных спектаклей - цифра, маловероятная даже для мирного времени!
Надо отметить, что музыкальная критика на протяжении всего творческого пути Элиасберга, помимо огромной музыкальной одаренности, отмечала как наиболее характерные такие черты облика дирижера - творческую волю, безупречный вкус, работоспособность и необычайную тщательность в работе и полное равнодушие к дирижированию "на публику". Как музыкант Элиасберг более тяготел к классике, к монументальным жанрам, в совершенстве владел музыкальной формой. Отличительные черты в работе - мобильность и умение сделать репетиционный процесс осмысленным творческим актом.
Легендарной стала принципиальность и бескомпромиссность дирижера на посту руководителя оркестров. Е. Светланов вспоминает: ".Он мужественно переносил все невзгоды и продолжал оставаться на своих незыблемых жизненных позициях, ни на йоту не изменяя им. Да, тяжело на свете жить таким людям! Тяжело было всегда. Тяжело и в наше время. Ну как же не тяжело, если ты просишь пять репетиций, а тебе дают три, максимум четыре. Ты требуешь, чтобы эти репетиции проходили в первой половине дня, а тебе их предлагают провести во второй -непродуктивной. Ты выражаешь желание, чтобы репетиции эти состоялись в одном и том же зале, в одних и тех же акустических условиях, а тебе предлагают их проводить в разных помещениях, ибо залы заняты другими "мероприятиями". Вот и приходится идти на компромиссы, на "сделку" с собственной музыкантской совестью, принимая все эти условия. Лишь бы концерт состоялся.
Не таков Элиасберг. И если хотя бы одно из его непререкаемых условий не выполнялось, он сразу отказывался от проведения концерта, и никакие доводы и "уговоры" подействовать на него не могли. А ведь он почти всю свою жизнь был весьма и весьма ограничен в смысле материальных условий, и, естественно, каждый концерт являлся для него большим "подспорьем". Разве это не "донкихотство"? Но по самому большому счету — он ведь прав! О, если бы все были так чисты по отношению к Музыке, как Элиасберг, что бы тогда было." Приходится сожалеть, но у руководства Ленинградской филармонии в то время такая позиция Элиасберга не нашла поддержки и в силу этого он с 1957 года был вынужден целиком переключиться на гастрольную деятельность

Здесь - как бы новый "виток" легенды об Элиасберге - воспитателе оркестров. Потому что не премьером-гастролером, а мудрым помощником и требовательным наставником, не разделяющим оркестры на столичные и периферийные (их, в конечном итоге, окажется не менее шестидесяти), приезжал он в различные города нашей страны - от Прибалтики до Дальнего Востока. И всегда со своим изумительно проработанным до мелочей - еще одна легенда! — нотным материалом.
Об искусстве Элиасберга-аккомпани-атора лучше всего говорит тот факт, что с ним выступали все выдающиеся советские исполнители его времени - от А. Гедике, К. Игумнова, М. Юдиной, М. Полякина и Н. Рождественской до Э. Вирсаладзе, Г. Соколова и Н. Гутман.
Все исполненное Элиасбергом за полвека творческой деятельности, это не только "его" Моцарт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Танеев, Глазунов, Шостакович и Салманов - это огромный список из более чем тысячи произведений двухсот композиторов всех эпох. Семьдесят из них - советские авторы, неоднократно доверявшие автору честь первого прочтения своих партитур.

Таким был Карл Элиасберг. Его энциклопедические знания, его "неистовость" и скромность нужны были всем, и в первую очередь более молодым коллегам. Вряд ли он заботился об этом, но очевиден тот факт, что своим искусством Элиасберг оказал влияние на целое поколение современных дирижеров и это влияние, в частности, признают К. Зандерлинг, Г. Рождественский, Е. Светланов, Ю. Темирканов.
В. Козлов