Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

12 июня
80 лет со дня рождения
Бориса Гиршевича ЕРЗАКОВИЧА

 

Выдающийся этнограф, собиратель и исследователь казахской народной песни, композитор, общественный деятель, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств республики Б. Г. Ерзакович своей многогранной многолетней деятельностью внес весомый вклад в развитие музыкального искусства Советского Казахстана.

Он родился в городе Акмолинске (ныне Целиноград) в семье служащего. В 1930 году окончил Омский музыкальный техникум по классу фортепиано, а еще через год, окончив в Москве курсы музыкальных редакторов радиовещания, был направлен в Алма-Ату, где и началась его самостоятельная деятельность в качестве музыкального редактора, композитора и — параллельно - собирателя народной песни.
30 - 40-е годы в Казахстане были периодом зарождения, становления национальных форм профессиональной музыки: оперы, симфонии, камерных жанров, массовой песни. Активно и увлеченно участвует в этом процессе Ерзакович. Почти все его произведения этих и последующих лет основаны на казахском фольклоре. Среди них -первый опыт разработки казахского
народного мелоса в камерно-инструментальной музыке: Казахский квартет ("Желдирме" - обработка кюя Даулет-керея), Три народные песни для виолончели и фортепиано, сюита для струнного квартета на казахские темы, целая серия фортепианных произведений. Большую известность завоевали симфонические произведения Ерзаковича: увертюра на темы трех казахских народных песен и поэма "Тулеген Тохтаров", посвященная сыну казахского народа, герою Великой Отечественной войны. Пишет он и музыку к драматическим спектаклям.

Но главные творческие интересы Ерзаковича в те годы были сосредоточены в области вокальной музыки: он пишет романсы, массовые песни и хоры на стихи казахских поэтов, делает множество обработок народных песен. Сотни народных напевов записал Ерзакович от знаменитых акынов, от безвестных любителей, от композиторов-мелодистов. Обработав их для хора или для голоса с фортепиано, композитор давал этим народным песням второе рождение. Они сразу входили в репертуар профессиональных хоровых коллективов, которые именно в эти годы организуются на радио, в учебных заведениях республики.
Постепенно работа с фольклором становилась все более интересной. Накопленные наблюдения нуждались в систематизации, разрозненные данные требовали научного обобщения.
В 1945 году Ерзакович становится старшим научным сотрудником сектора искусствоведения Академии наук Казахской ССР, где и начинается его планомерная научно-исследовательская работа. Параллельно он поступает в только что открывшуюся Алма-Атинскую консерваторию на историко-теоретический факультет, который он закончил в 1949 году.

За прошедший почти полувековой период Б. Г. Ерзаковичем проделана огромная работа. Являясь прямым продолжателем выдающегося музыкального этнографа А. В. Затаевича, Ерзакович поднял казахскую фольклористику на новый высокий уровень. Им собраны и записаны около трех тысяч произведений, охватывающих целые века истории казахского народа, включая музыкальное творчество предреволюционной и советской эпохи. Он впервые осуществил записи казахского эпоса, шаманских напевов, инструментальной музыки композиторов-кюйши Центрального и Восточного Казахстана.
Свободно владея казахским языком, Ерзакович записывал не только нотный текст песен, но и поэтический, а записи кюйев (инструментальной музыки) сопровождал литературным изложением их программного содержания. Это давало ученому возможность вскрыть глубокий идейный и социальный характер народного творчества, указать на классовую неоднородность песен, помогало в классификации жанров и в выявлении черт общности с музыкой других народов.

Первым обобщающим итогом многолетней собирательской и научно-исследовательской деятельности Ерзаковича стала его работа "Казахское народное песенное творчество дооктябрьского периода" (1955). Через десять лет он завершает новый фундаментальный труд "Песенная культура казахского народа". В 1966 году книга вышла отдельным изданием и сразу стала заметным событием советского музыкознания. Известный писатель Сабит Муканов, характеризуя работу Ерзаковича, писал: "Он конкретно обобщил веками сложившиеся в истории казахские песни, разбил их на жанры, определил между ними тождество и различие. Этим самым он глубоко, до мельчайших подробностей вскрыл идейное и художественное содержание песенной культуры казахского народа. Он раскрыл пути и этапы развития казахской народной музыки в тесной связи с жизнью народа, его бытом, характером и нравом".
В 1979 году вышел в свет еще один труд Ерзаковича - "Музыкальное наследие казахского народа", включающий новые работы о жанрах казахской народной музыки, а также серию монографических очерков о ее создателях и исследователях.

Перу Ерзаковича принадлежат также сотни статей, очерков, публикаций в самых различных изданиях, энциклопедиях, учебниках, составление и редакция различных сборников и книг.
К этому следует добавить его разностороннюю общественную работу: Ер-закович был одним из создателей и организаторов Союза композиторов Казахстана (1939), а с 1968 года ой - руководитель музыковедческой секции в нем.
За свою многолетнюю самоотверженную работу Б. Г. Ерзакович был награжден орденами и медалями.
Я. Салнис