Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ИЮНЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

500 лет со дня рождения
ГЛАРЕАНА (Генриха Лориса) (1488 - 1563)

 

Выдающийся ученый-гуманист, разносторонне талантливый человек - поэт, педагог, географ, музыкант, - Глареан занял достойное место в истории европейской музыкально-теоретической мысли. Его главный труд, посвященный музыке* - "Додекахордон" ("Двенадцатиструнник") - являет собой важнейший памятник музыкальной теории эпохи Возрождения, оказавший значительное влияние на развитие мысли о музыке, на музыкальную практику.

Родина Глареана - Швейцария (Мол-лис в кантоне Гларус). Его отец был преуспевающим землевладельцем. Сын, однако, получил блестящее образование. Глареан учился в латинской школе в Берне, затем в немецком городе Ротвайле. В 1506 году Глареан становится студентом Кёльнского университета, где изучает вначале философию и теологию, а затем математику и музыку,
Над своим важнейшим музыкально-теоретическим сочинением - "Додека-хордоном" (изд. 1547) Глареан, по его собственному признанию, работал около двадцати лет. Труд этот состоит из трех книг. Первая основана на идеях Боэция и Гаффурия, в ней рассматриваются различные элементы музыки, консонанс и диссонанс, сольмизационная система. Вторая книга излагает теорию двенадцати ладов применительно к монодии (то есть к одноголосному пению). Третья посвящена мензуральной музыке, а также использованию в полифонических сочинениях всех двенадцати ладов, систематизированных Глареаном.
Сам ученый считал своим большим достижением расширение числа ладов (вместо восьми - двенадцать). Глареаном было добавлено четыре новых лада - ионийский, гипоионийский, эолийский, гипоэолийский. По его мнению, существовали они издавна, однако классифицированы были впервые.
Ценность нововведения Глареана заключалась в теоретическом обосновании мажора (ионийского лада) и минора (эолийского). В своей концепции ученый зафиксировал процесс перехода от средневековой системы к мажору и минору. Интересно, что для подтверждения своих идей он приводит примеры из сочинений композиторов его эпохи. "Додекахордон" - своего рода музыкальная антология, в которой содержатся 120 композиций Жоскена, Окегема, Обрехта, Изаака и других мастеров-полифонистов XV—XVI веков.

Музыкально-теоретическая система Глареана весьма сильно повлияла на все последующее европейское музыкознание. Дж. Царлино в своих "Гармонических установлениях" (1558) буквально повторяет классификацию ладов, предложенную Глареаном, которая в дальнейшем становится традиционной.
Г. Шестаков