Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 марта
150 лет со дня рождения
Николая Евграфовича ПАЛЬЧИКОВА
(1838- 1889)

 

 

Собиратель русских народных песен Н. Е. Пальчиков стоял у истоков глубокого, нетрадиционного изучения фольклора. Долголетние этнографические наблюдения, непосредственный контакт с исполнителями позволили ему услышать оригинальные формы деревенского хорового музицирования.
Окончив юридический факультет Казанского университета, Пальчиков поселился в родном селе Николаевка Мензелинского уезда Уфимской губернии, где был избран мировым судьей. Большой любитель музыки, он заинтересовался напевами родной деревни и стал их собирать, добиваясь при этом тщательной, точной записи, притом так, как поют крестьяне или по возможности близко к их пению. Многолетние наблюдения и попытки зафиксировать в записи народную песню во всей ее полноте привели его к осознанию хоровой вариантно-подголосочной природы русской народной песни. (Это. же важное открытие параллельно и независимо от Пальчикова было сделано другим русским фольклористом -Ю. Н. Мельгуновым.)

В 1888 году вышел сборник "Российские песни, записанные в Николаев ке Мензелинского уезда, Уфимской губернии, Н. Пальчиковым" - труд целой жизни, включивший полный песенный репертуар одного села. В предисловии к нему собиратель рассказывает, что его первоначальная ошибка заключалась в том, что напеву одного лица он придал значение полной песни, да еще снабдил его собственной работы аккомпанементом, тогда как "песня вытекает из суммы напевов без аккомпанемента". Одним из первых он отметил импровизационность и равноправие голосов в хоровом исполнении: в николаевском хоре "нет голосов, только сопровождающих известный мотив. Каждый голос воспроизводит по-своему напев (мелодию), и сумма-то этих напевов составляет то, что следовало бы назвать "песней'*, так как она воспроизводится вся, со всеми оттенками, исключительно только в крестьянском хоре, а не при единоличном исполнении. хоровое исполнение складывается из разнообразного исполнения одного и того же напева разными лицами". Встречающиеся "курьезы" и "несообразности" в виде терпко звучащих диссонантных интервалов автор приписывал недостаточному умению и искусству отдельных певцов (закономерная историческая ошибка). Но в то же время Пальчиков отмечает прелесть и оригинальность такого "неправильного" естественного музицирования.

Для записи хоровой песни Пальчиков применил метод отдельного записывания всех ее голосов и последующего сведения их воедино (таковыми представлены все песни в его сборнике). Это, безусловно, явилось шагом вперед. Но, к сожалению, такая запись не отражала подлинного звучания хорового многоголосия народной песни. В результате получилась не реальная, живая хоровая партитура во всем богатстве песенной подголосочной полифонии, а лишь механическая сводка голосов, так как исполнители, поющие отдельно, инстинктивно выбирали наиболее яркие мелодические интонации и обобщали в своем варианте особенности многих подголосков. Тем не менее это было одним из первых вариантов партитурной записи, которая, к тому же, -давала возможность выявить мелодическую основу песни.
Уже в конце XIX века появивишийся фонограф позволил фольклористам не только фиксировать хоровую песню в единовременном звучании, но и записывать ее с последующей расшифровкой. А применяемая в наши дни микрофонная запись сделала возможным услышать каждый голос на фоне хорового массива песни.

Сборник Пальчикова представил восемьдесят до той поры совершенно неизвестных песен, явившись первой в истории "песенной монографией" одного села! Значение этого факта трудно переоценить. Укажем хотя бы на то, что фольклорной экспедиции, организованной Кабинетом народной музыки Московской консерватории в 1960 году, из ста двадцати пяти песен сборника Пальчикова удалось отыскать только двадцать шесть.
Новым явился и сам метод работы Пальчикова - тщательность оформления материала, стремление к максимальной точности записи, классификация песен, их библиографический и алфавитный указатели, словарь диалектизмов.

Любовью к песенному творчеству родного народа, одухотворявшая поиск Н. Е. Пальчикова, сделала его скромный труд памятным вкладом в историю русского музыкального искусства.
Е. Полунина