Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

14 марта
80 лет со дня рождения
Николая Петровича РАКОВА

 

 

В каком бы роде деятельности ни раскрывались черты художественной личности Н. П. Раков а - композиторской, исполнительской, педагогической (профессор Московской консерватории по классу инструментовки), - всегда в этом выражает себя щедрый музыкальный дар, взыскательный вкус, отточенный профессионализм мастера. Его душевный мир открыт всему поэтичному, светлому, радостному, что дарит жизнь, природа, искусство, люди. В звучащих образах его искусства угадывается раздолье русских- просторов, красота народной лирической песни, задорное веселье русской плясовой, поэтическая атмосфера мудрых сказок, увлекающая устремленность к радости и любовь к жизни.
"Его музыка привлекает какой-то особой свежестью, ее изначальная суть всегда отличается искренностью, теплотой, душевностью и высокой поэтичностью, - пишет В. Пикайзен, - Его произведения, в особенности небольшие лирические пьесы, такие, например, как поэма для скрипки, в моем представлении нередко ассоциируются с рассказами Паустовского".

Национальная природа стиля Раков а выявляется в связях с фольклорной традицией, в звучании цитированных или опосредованно претворенных народных мелодий, но между ними едва различимы границы, "Я всегда стремился к тому, - говорит композитор, -чтобы темы моих сочинений были близки народным, чтобы мелодическое, народно-песенное начало было бы в них ведущим, основным. Песня сыграла громадную роль в формировании моего музыкального языка. И когда созданные мной напевы и темы принимались за подлинно фольклорные, я испытывал особое удовлетворение".
Чутко слышит и делает близким нашему восприятию Раков национальную фольклорную специфику разных народностей, но ярче всего в произведениях композитора звучит "нота русской национальности" и тема Родины, раскрывается ли она обобщенно-симфоническими средствами (Русская увертюра) или составляет суть программного замысла ("Сильные духом" -оркестровая поэма, посвященная памяти советского разведчика Николая Кузнецова).

Образно-ассоциативное мышление Ракова находит отражение в названиях его произведений - "Летним днем", "Из юных лет", "Акварели", во многих сочинениях выносятся в названия обозначения жанров - поэма, романс, серенада, вальс, вокализ, марш, этюд, галоп, танец. Характеристичность таких зарисовок настроений, впечатлений, штрихов-портретов, конкретность образов, столь богато представленных в его инструментальных и вокальных миниатюрах, оркестровых пьесах, требуют особого мастерства новеллистического письма, в котором значима каждая деталь фактуры, мелодии, ритма, гармонического движения. Сочетанием свободной фантазийности и ювелирной профессиональной техники отмечены и произведения крупных форм - две симфонии, два скрипичных и четыре фортепианных концерта, вальсы для симфонического оркестра (Концертный, Праздничный, Задумчивый, Романтический, Элегический), сонатные, вариационные и сюитные циклы, в которых смена настроений-мыслей подчинена логике развертывания масштабной композиции.
Уроженец Калуги, Раков в детстве обучался игре на фортепиано и скрипке; в двенадцати летнем возрасте он уже играл в профессиональном симфоническом оркестре. Затем была учеба в московском музыкальном училище и консерватории, которую он закончил по классу композиции Р. М. Глиэра в 1931 году. Его дипломной работой была "Марийская сюита". В 1946 году Ракову присуждается Государственная премия СССР за Первый скрипичный концерт. Позднее это произведение вошло в репертуар многих известных скрипачей.

С 1949 года Раков выступает как дирижер. За многие годы преподавания в Московской консерватории (с 1932 года) в классе его занимались Н. Пейко, К. Хачатурян, Г. Рождественский, Р. Леденев, А. Эшпай, А. Пирумов, Э. Денисов, А. Шнитке, А. Жюрайтис и многие другие музыканты. Многолетний опыт педагогической деятельности отражен в создании им учебных пособий и учебника - "Задачи по инструментовке", "Практический курс инструментовки", по которому занимаются студенты музыкальных вузов не «только в нашей стране, но и за рубежом (в Чехословакии, Югославии).
Многое в творчестве композитора определилось его изначальной профессией скрипача. Обширный репертуар, созданный для этого инструмента в разных жанрах - концерта, концертино, поэмы, сонаты, сонатины, концертной пьесы, цикла (24 пьесы во всех тональностях) , скрипичного камерного ансамбля, - неизменно привлекает исполнителей; эти сочинения звучат на концертной эстраде, существуют в грамзаписях, входят в учебную практику музыкантов. Большой популярностью пользуются фортепианные сочинения Ракова: три сонаты, поэма, десять концертных этюдов, вариации, пьесы для фортепиано в четыре и в восемь рук. Представляют интерес для исполнителей на духовых инструментах сонаты для флейты, гобоя, кларнета, сюита для трубы.
Особую область творчества композитора составляет музыка для детей; она звучит в музыкальных школах и училищах.

В стиле Ракова органично соотнесены черты традиционного и современного, романтическая раскрытость чувств и строгая сдержанность высказывания, интенсивность развития звукообраза и лаконизм формы, красочность палитры и простота выразительных средств.
"Николай Петрович не относится к числу реформаторов, композиторов, революционизирующих музыкальный язык, но в его произведениях всегда слышится авторская индивидуальность, звучит ярко очерченное художественное Я" (Н. Пейко).
Я. Гаврилова