Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

20 марта
100 лет со дня первого выступления Русского оркестра народных инструментов имени В. В. Андреева

 

 

Накануне этого дня "Петербургский листок" информировал своих читателей: "Сообщаем интересную новость. В воскресенье 20 марта в зале кредитного общества состоится концерт гг. балалаечников под управлением В. В. Андреева. В этот вечер балалайка явится после векового своего существования впервые на суд публики".

Об успешном выступлении Кружка любителей игры на балалайке сообщили буквально все столичные газеты. Корреспондент "Нового времени" писал: "Вчера мы имели случай слушать игру на балалайках. играл на них г. Андреев и несколько его учеников. Балалайки, на которых он играет, являются в четырех видах: маленькой (piccolo), обыкновенной (primo), балалайки-альта и балалайки-виолончели. Все типы отличаются только размерами корпуса и материалом струн, остальное ничего не меняется. Мы забыли прибавить, что лады вместо подвижных сделаны постоянными, как у гитары. Г. Андреев и его семеро товарищей достигают таких прелестных эффектов, звучность балалаек так оригинальна, что мы не сомневаемся в полнейшем успехе г. Андреева".

В концерте исполнялись русские народные песни, "с большим вкусом и в чисто русском духе переложенные г. Андреевым", - "Во пиру была", "Во саду ли в огороде", "Я вечор в лугах гуляла", "Научить ли тя, Ванюша", "Барыня", "Выйду ль я на реченьку", "По улице мостовой", "Камаринская". Именно это выступление принято считать днем создания оркестра русских народных инструментов.
В состав первого ансамбля входили люди музыкально одаренные, но не имевшие музыкального образования: Ф. Е. Рени, А. В. Паригорин, А. А. Волков, Н. П. Штибер, Д. Д. Федоров, А. Ф. Соловьев, В. А. Панченко, П. А. Эльман. Все они играли по слуху и с рук своего учителя, В. В. Андереева, державшего партитуру в памяти. В музыкальной жизни Петербурга выступления этого коллектива энтузиастов-любителей стали заметным явлением. Кружок любителей игры на балалайках привлек к себе внимание всех слоев общества и заслужил высокую оценку видных русских и зарубежных композиторов и музыкантов. "Честь и хвала вам, Василий Васильевич, вы ввели новый элемент в музыку", - сказал А. Г. Рубинштейн, прослушав выступление ансамбля балалаечников.

Но, пожалуй, наиболее объективную оценку первому выступлению ансамбля дал Н. П. Фомин, впоследствии связавший всю свою жизнь с русским оркестром и внесший значительный вклад в развитие этого жанра: "Идя домой, я думал, в чем причина успеха? Оригинальная, совершенно новая звучность, прекрасная сыгранность, удивительно четкий ритм и гибкая фразировка. Мелодии русских песен так и звучали в моих ушах, сменяя одна другую. А балалайка - удивительный инструмент, как будто специально созданный для выражения русской песни".

Сознавая необходимость более прочной музыкальной основы для дальнейшего продвижения начатого дела, Андреев сдружился с профессиональными музыкантами Н. П. Фоминым и В. Т. Насоновым. Гастроли ансамбля по России убедили Андреева в необходимости расширения его тембровых и звуковых возможностей. Совместно с Фоминым он принялся за переустройство музыкальной основы кружка. Реформа, проведенная в кратчайший срок, выразившаяся в перемене строя инструментов, обязательной игре по нотам, расширении и обновлении репертуара, в регулярности занятий, вскоре дала о себе знать.
Инструментальный состав оркестра, какой нам известен теперь, сложился в 1896 году, когда в него были введены разновидности домр и гусли. Домра была возрождена на основе найденного в Вятской губернии инструмента с круглым кузовом. Это могла быть и домра, и круглая балалайка. Известно, что к концу ХЕК века домра окончательно вышла из употребления, поэтому трудно сказать, насколько возрожденный инструмент был близок к исчезнувшей домре. Важно другое. Воссозданный Андреевым - Фоминым - Налимовым (музыкальным мастером) инструмент, названный домрой малой, и его разновидности (домра альтовая и басовая) прекрасно сочетались по тембру с балалайкой и гуслями. Не менее важно и то, что домра дала Андрееву недостающую в балалаечном ансамбле кантилену. С введением домр и гуслей кружок любителей игры на балалайках был переименован в Великорусский оркестр. В этом же году была окончательно установлена номенклатура инструментов, их роль в оркестре и форма записи партитуры. Репертуар оркестра составляли обработки народных песен, сделанные Фоминым, Насоновым, а также оригинальные сочинения, созданные Андреевым.
В 1936 году Великорусский оркестр был переименован в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева.

Традиции оркестра были продолжены вновь созданными коллективами: Государственным ансамблем русских народных инструментов имени Осипова, оркестрами телевидения и радио Москвы, Ленинграда, Новосибирска, филармоническими русскими народными оркестрами и коллективами художественной самодеятельности. Успешно функционируют оркестры народных инструментов союзных республик СССР, созданные из возрожденных и усовершенствованных национальных инструментов по образцу Великорусского оркестра Андреева.
А. Пересада