Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

24 марта
100 лет со дня рождения
Юрия Степановича КИПОРЕНКО-ДАМАНСКОГО
(1888- 1955)

 

 

"Его красивый певучий голос поражал прежде всего невероятным объемом. мощный звук. подобно реке, заполнял весь театр". Так образно писал известный грузинский певец Б. Кравейшвили о своем коллеге Юрии Степановиче Кипоренко-Даманском.

Будущий знаменитый драматический тенор родился в многодетной семье сапожника и, по его собственным словам, до восемнадцати лет работал за одним столом с отцом. Именно в эти долгие часы стало ясно, что природа одарила юношу прекрасными вокальными данными. Их было необходимо шлифовать, развивать - ив 1905 году Юрий Кипоренко-Даманский. поступает в Харьковскую музыкальную школу, но уже на следующий год он вынужден бросить учебу, так как денег на оплату обучения у него нет. Однако тяга к сцене была непреодолимой: в том же году Юрий начинает выступать в украинской труппе А. Л. Суходольского, где получает возможность попробовать свои силы в лучших произведениях национального оперного репертуара. До 1913 года он пел в труппах И. Шатковского, П. Саксаганского, Д. Гайдамаки. Во время гастролей труппы Гайдамаки в Варшаве, где Кипоренко-Даманский исполнил среди прочих партию Йонтека ("Галька" С. Монюшко), специально пришедший в антракте за кулисы знаменитый певец А. Ф. Мишуга предсказал молодому тенору большое сценическое будущее.

Пророчество прославленного артиста сбылось очень скоро: услышавший в Москве голос Кипоренко-Даманского С. И. Зимин сразу же предложил ему дебют в своем театре, что и произошло в январе 1913 года - в опере М. И. Глинки "Иван Сусанин" молодой певец исполнил под управлением известного дирижера Э. Купера партию Собинина в ансамбле с такими "звездами" Оперного театра Зимина, как В. Н. Петрова-Званцева (Ваня) и В. Н. Трубин (Сусанин). В рецензии на спектакль ведущий музыкальный критик той поры Ю. С. Сахновский высказал убеждение в прекрасной творческой перспективе, открывающейся перед Кипоренко-Даманским. Партия Собинина стала, бесспорно, счастливой в репертуаре певца, ибо позволила ярко продемонстрировать свой талант и мастерство в партнерстве с такими классическими Сусаниными, как Федор Шаляпин, Григорий Пирогов, Платон Цесевич, Николай Сперанский. (За исполнение этой партии Кипоренко-Даманскому в 1949 году была присуждена Государственная премия СССР.) Но дебютный успех не вскружил голову молодому артисту. Уже став солистом театра Зимина, он продолжал свое вокальное образование у профессора С. Я. Лапинского, а после Великой Октябрьской социалистической революции был послан на стажировку в Италию к профессору Э. Тонару. Постоянно расширяя репертуар, совершенствуя мастерство, Кипоренко-Даман-ский стал одним из лучших драматических теноров не только Оперного театра Зимина (где выступал до 1919 года), но и всей страны. А ведь он пел на крупнейших оперных сценах: в Саратове и Ростове-на-Дону, Свердловске и Одессе, Харькове и Тбилиси. С 1939 по 1950 (с перерывом в 1941 - 1944J год Кипоренко-Даманский был солистом Киевского академического театра оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

Кипоренко-Даманский отличался не только блестящим вокальным мастерством, но и ярким драматическим дарованием. Лучшим в обширном репертуаре Кипоренко-Даманского стали партии из классических опер (Самозванец-"Борис Годунов" М. П. Мусоргского, Герман - "Пиковая дама" П. И. Чайковского, Садко - "Садко" и Левко -"Майская ночь" Н. А. Римского-Корсакова, Радамес - "Аида" Дж. Верди, Элеазар - "Дочь кардинала" Ф. Галеви, Фауст - "Фауст" Ш. Гуно, Кав ар ад ос-си - "Тоска" Дж. Пуччини, Хозе -"Кармен" Ж. Бизе) и опер советских композиторов (Григорий Мелехов -"Тихий Дон" И. И. Дзержинского, Матюшенко - "Броненосец "Потемкин" О. С. Чишко, Ленька - "В бурю" Т. Н. Хренникова). Свое дарование певец демонстрировал и на концертной эстраде, исполняя оперные арии, романсы, украинские народные песни. Личные качества Кипоренко-Даманского, которые отмечали все сталкивавшиеся с ним в жизни, - доброжелательность, внимание к партнерам, - естественно, привели к тому, что после Великой Отечественной войны он начал вести педагогическую работу в Киевской консерватории, отдавая весь пыл и щедрость своего сердца последующим поколениям вокалистов.

Творчество народного артиста УССР, кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени Ю. С. Кипоренко-Даманского оставило яркий след в истории оперного театра и вокального исполнительства нашей страны.
А. Пружанский