Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАРТ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

4 марта
75 лет со дня рождения
Витольда РУДЗИНЬСКОГО

 

 

В дни празднования 30-летия Польской Народной Республики в Варшавском Большом театре состоялась премьера оперы В. Рудзиньского "Мужики" по роману В. Реймонта. Горячо принятая слушателями, опера была признана одним из самых ярких событий в музыкальной жизни страны, в истории польского послевоенного музыкального театра. Для самого композитора путь к этой вершине был долгим и трудным и начинался еще в детстве, когда Витольд впервые услышал "Фауста", причем, даже не оперу, а немой фильм, сопровождавшийся музыкой Гуно. Впечатление было сильным, ошеломляющим и надолго определило круг увлечений мальчика, повлияло на выбор им жизненного пути, профессии музыканта. К этому времени он уже неплохо играл на рояле и теперь решил написать оперу на собственное либретто под названием "Сказка". Кто-то из родных показал это сочинение композитору Т. Шелиговскому, и тот посоветовал мальчику учиться музыке серьезно.

Вскоре Рудзиньский становится студентом Польской консерватории имени М. Карловича в Вильно (ныне Вильнюс). По композиции он занимается в классе Т. Шелиговского, по фортепиано - у С. Шпинальского, а параллельно учится на гуманитарном факультете Виленского университета имени Стефана Батория, по окончании которого в 1936 году получает звание магистра "славянской филологии". Затем Рудзиньский едет в Париж и продолжает там обучение: под руководством Нади Буланже и Шарля Кекле-на он овладевает тайнами композиторского мастерства, слушает лекции в Парижском григорианском институте.
Возвратившись в 1939 году на родину, Рудзиньский начинает самостоятельную деятельность в качестве педагога, композитора, музыковеда. В 1939— 1942 годах он ведет класс теории музыки в Виленской консерватории, в 1945 - 1947 годах преподает композицию в Лодзинской консерватории, а с 1954 года занимает должность профессора, а затем и ректора Варшавской высшей школы музыки.
К педагогической работе Рудзиньского примыкает его музыковедческая, публицистическая деятельность. Несколькими изданиями выходят его книги популярной серии: "Как слушать музыку" (1947), "Музыка для всех" (1948, 1966), "Что такое опера" (1955, 1960). Наряду с этим появляется ряд крупных работ: глубокое аналитическое исследование "Композиторская техника Белы Бартока", "Трактат о музыкальном ритме", наконец, фундаментальный труд "Станислав Монюшко. Исследования и материалы" в двух томах (1955, 1960) - результат многолетнего изучения творческого и эпистолярного наследия классика польской музыки. Дополнительно Рудзиньский пишет еще и популярную монографию о С. Монюшко, которая в равной степени интересна и специалистам.

За полувековой период Рудзиньским создано немало произведений в самых разных жанрах - от массовой песни до симфонии и оратории, но главными вехами его творческого пути стали семь опер. В 1951 году была написана, а через два года поставлена на сцене Бы-томского театра первая опера Рудзиньского "Янко-музыкант" по рассказу Г. Сенкевича. В 1960 году увидела свет его вторая опера "Комендант Парижа" о бесстрашном революционере, организаторе польского восстания 1863 года Ярославе Домбровском. Следующие две оперы композитора принадлежат к жанру "малой" оперы. Это "Отказ греческим послам" и "Суламифь".

Обогащенный опытом работы в самых разных оперных жанрах (в 1969 году была написана еще и музыкальная комедия "Желтый чепец"), Рудзиньский задумывает оперу "Мужики" по роману В. Реймонта. Этому предшествовало написание музыки к постановке "Мужиков" в Мазовецком драматическом театре. Затем была создана оратория "Липце" (название деревни), кото-, рая и составила канву будущей оперы. В 1982 году Рудзиньский вновь обращается к своему любимому жанру и создает еще одну оперу, на этот раз детскую, - "Перстень и Роза" по роману У. Теккерея. В 1983 году за это произведение и за песни для детей композитор был награжден премией Совета министров ПНР.

В жанрах симфонической музыки Рудзиньский создал две симфонии (1943, 1948), две увертюры: "Балтийская" (1948) и «Гуральская» (1970), две сюиты: "Парады" (1958) и "Монюшкиана" (1965), "Кончерто гроссо" для двух струнных оркестров и ударных (1970), два фортепианных концерта (1947,1958).
Многогранная творческая деятельность Витольда Рудзиньского получила широкое признание. Кроме упоминавшихся наград за сочинения композитор награжден медалью в честь 10-летия Польской Народной Республики (1955), двумя орденами Возрождения Польши за вклад в области культуры и искусства (1955, 1969), премией за выдающиеся заслуги в области культуры (1979).
Я. Салнис