Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

14 мая
100 лет со дня рождения
Николая Михайловича СТРЕЛЬНИКОВА
(1888 - 1939)

 

 

Известный композитор, музыкальный критик и дирижер Н. М. Стрельников сыграл важнейшую роль в становлении и развитии советской оперетты.

Ученик А. К. Лядова и А. М. Житомирского, Стрельников с ранних лет проявил заметное композиторское дарование. После Великой Октябрьской социалистической революции он вел большую просветительскую работу в рабочих клубах, в военных частях Красной Армии, выступая с лекциями о музыкальном искусстве. В 1919 - 1921 годах композитор работал в музыкальном отделе Наркомпроса, одновременно он организовал курсы слушания музыки в Петроградском театральном училище.
Особую страницу в творческой биографии Стрельникова занимает работа в Ленинградском театре юного зрителя. В течение восемнадцати лет (1922 -1939) он был заведующим музыкальной частью, создал музыку более чем к тридцати спектаклям.

Связь с ТЮЗом привела композитора к созданию ряда произведений для детей, среди которых - цикл песен, романсы, фортепианные пьесы. Одновременно в 20-х годах Стрельников сочинял музыку к драматическим спектаклям Ленинградского академического театра драмы, Большого драматического театра, Театра сатиры. В 1925 году композитор был привлечен ленинградским Малым оперным театром для написания вставных музыкальных номеров к оперетте Легара "Желтая кофта". Случайный приход в оперетту сыграл в судьбе композитора поворотную роль: Стрельников заинтересовывается опереттой и почти полностью посвящает себя этому жанру.

Уже в первой оперетте Стрельникова, "Черный амулет" (1927), проявилось его яркое мелодическое дарование, высокое профессиональное мастерство, замечательное владение искусством оркестровки.
Тенденции, намеченные в первой оперетте, - усиление роли вокального начала, обращение к сложным формам, применение выразительных оркестровых средств - получают развитие в последующих произведениях композитора, и в частности в его оперетте "Луна-парк".
Особое место в творчестве Стрельникова занимает "Холопка", явившаяся его наиболее значительным и известным сочинением. Эта оперетта имела повсеместный успех и долгие годы не сходила со сцен многих театров. В качестве одного из источников либретто послужила написанная в дореволюционное время пьеса Ю. Беляева "Псиша", посвященная печальной судьбе русской крепостной актрисы. Чередование разнохарактерных эпизодов придало оперетте черты мелодрамы-буфф. Для этого жанра характерно, что внимание зрителя держится в непрерывном напряжении чисто сценическими средствами, Интерес к "Холопке" был обусловлен не только занимательной, динамичной фабулой, но и тем, что на подмостках театра оперетты, где, как правило, царили иностранные персонажи, чуть ли не впервые появились отечественные герои. Успеху оперетты у слушателей способствовал и тот факт, что музыка ее в значительной части строится на национальной мелодической основе, включая русские, украинские и цыганские народные напевы, интонации городского романса начала XIX века, а также популярные в ту эпоху застольные песни. Едва ли не самым любимым номером "Холопки" стала гусарская песня Никиты с хором, где использованы интонации песен русских цыган.

"Холопке" принадлежит видное место в истории советского музыкального театра. Причина этого прежде всего в композиторском мастерстве Стрельникова. Музыка его привлекает мелодической щедростью, богатством гармоний, яркостью оркестрового языка, безусловным владением большими формами, удачной расстановкой музыкальных кульминаций, отмечающих все повороты действия. "Холопка" Стрельникова явилась первым советским произведением в жанре историко-бытовой оперетты.
В последующие годы композитор продолжает работать в избранном жанре. В 1930 году появляется оперетта "Чайхана в горах", где автор делает первую попытку обратиться к темам современности. В оперетте "Сердце поэта" ("Беранже"), написанной в 1934 году, композитор обращается к образу выдающегося французского поэта-революционера. Превосходным источником для произведения послужили песни и стихотворения самого Беранже.

Помимо работы в жанре оперетты в 30-е годы Стрельников пишет музыку к ряду кинофильмов, а также обращается к оперному жанру. В 1934 году он создает оперу "Беглец" на сюжет Л. Толстого, а незадолго до смерти заканчивает оперу "Граф Нулин" по Пушкину (1938). В своих оперных сочинениях композитор отталкивается от традиций русской классической культуры, развивая ее лирико-драматическую ветвь.
Активной была деятельность Стрельникова в качестве музыкального критика. С начала 20-х годов он постоянно сотрудничал с журналом "Жизнь искусства". Автор многочисленных статей и рецензий, опубликованных в различных газетах и журналах, он показал себя талантливым публицистом. Получили известность брошюры Стрельникова, посвященные творчеству Бетховена, Серова, Глинки.
И. Рябова