Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

15 мая
250 лет со дня основания Танцевальной школы в Петербурге

(ныне Ленинградское государственное академическое хореографическое училище имени А. Я. Вагановой)

 

"По именному. указу. полученному в комиссарство Соляной конторы сего 1738 года майя 15-го дня, повелено принятому ко двору балетмейстеру Жану-Батисту Ланде для обучению танцеванию театральному разных характеров жалования на 1738 год и впредь по указу производить по 1000 рублей".
Так началась история русского балета и в то же время история Петербургской хореографической школы -Ленинградского государственного академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой.
"Танцевальный обычай", как и многие другие установления европейской светской жизни, был введен в России Петром I. Танцы были непременным элементом на ассамблеях, и сам Петр, как и Екатерина, отличались большим искусством в исполнении менуэтов и англезов. Неумение танцевать считалось серьезным недостатком воспитания. Поэтому в открытом в 1731 году, уже после смерти Петра, Шляхетном корпусе танцы занимали важное место.

В 1734 году место "учителя танцевания" в Шляхетном корпусе занял Жан-Батист Ланде. О его жизни до нас дошло крайне мало сведений, неизвестна дата его рождения, не сохранилось ни одного портрета. Однако известно, что выходец из Франции Ланде был отличным танцовщиком и выдающимся балетмейстером; он выступал в Париже, Дрездене, Стокгольме, в 1726 году в Копенгагене ставил оперы-балеты Мольера - Люлли. Осев в начале 1730-х годов в Петербурге, Ланде стремился к максимально широкой деятельности -кроме обучения кадетов он вел частный танцкласс, где руководимые им молодые люди за короткий срок достигали выдающихся успехов. Желая внедрить свое искусство при дворе, Ланде обязался обучать специально отобранных детей и подростков танцевать балеты, о чем и была им подана челобитная правившей тогда Анне Иоан-новне. Последовал "всемилостивейший указ", и Ланде приняли на службу при дворе "для обучения танцеванию театральному".

Первый выпуск, по-видимому, состоялся в 1742 году, уже при Елизавете Петровне. Ученики школы под руководством Ланде показали представление "Россия опечаленная и утешенная". Искусство новоявленных артистов привело зрителей в восхищение. "С сего времени был всегда полный на придворном театре балет, в котором одни русские танцовщицы и танцовщики были", - свидетельствовал Якоб Штелин, первый историограф музыкальной культуры в России ХУШ века.
Жан-Батист Ланде, подобно многим иноземцам — архитекторам, скульпторам, музыкантам, - внес большой вклад в русскую культуру.
Известно, что он с глубоким вниманием относился к русским обычаям, выучился русскому языку; ему принадлежал почин вывести на сцену русский танец (после Ланде эти попытки были забыты более чем на сто лет). Работая в Петербурге около тринадцати лет (он умер в 1746 году), Ланде сумел по-настоящему поставить дело хореографического образования, невзирая на все препятствия. А их было немало: деньги на содержание воспитанников отпускались нерегулярно, обучение оставалось "без надлежащего внимания и руководства", да и вкусы при дворе менялись, и иные увлечения порой оттесняли балет на второй план.
При Екатерине II возникли попытки упорядочить театральное образование. В 1779 году танцевальная школа становится частью Петербургского театрального училища, обучавшего, кроме хореографии, драматическому искусству, музыке и живописи. В таком виде училище просуществовало более ста лет.
Воспитанники училища происходили "из простого звания", значительную их часть составляли крепостные, многие из которых, после обучения на казенный счет, забирались помещиками для домашних театров. К концу ХУШ века программа обучения несколько расширяется, но в целом образование воспитанников находилось "в небрежении", особенно по части общих предметов.

Руководившие школой после Ланде танцовщики и хореографы тоже были иностранцы, за редчайшими исключениями. Среди них выделился итальянец Канциани, обучивший более ста выпускников. В его время учились от трех до шести лет, занимаясь ежедневно по пять-шесть часов. Канциани уделял время и теории, беседовал с учащимися о танце. Он придавал большое значение драматической выразительности, мимике танцовщика, при нем отказались от масок - непременного атрибута танца в предшествующую эпоху. Последователь великого реформатора балета Новерра, Канциани, вслед за Ланде, внес "бессмертный вклад в русское сценическое образование". Старшие ученики, достигшие высокого уровня, постоянно привлекались к участию в спектаклях — событием стала постановка в 1790 году пьесы Екатерины П "Начальное правление Олега", с музыкой Пашкевича, Каноббио и Сарти. Некоторым выпускникам в этот период удалось завоевать положение премьеров и прим, потеснив иностранных танцовщиков.
ХГХ век в русском балете начался как "эпоха Дидло". Француз Карл Дидло управлял русским балетом тридцать лет (1801 - 1831), и его руководство принесло русским танцовщикам мировую славу, сохраненную и поныне. Первоклассный европейский уровень балетов Дидло был связан с исключительной красотой, художественностью и оригинальностью его постановок, отражавших новую эпоху и новые вкусы. По замечанию А. С. Пушкина, "в балетах Дидло больше поэзии, чем во всей новейшей французской литературе".

Среди выпускников конца ХУШ -начала ХГХ века немало славных имен. Первой среди них должна быть названа Е. И. Колосова (1780 - 1869), исключительно одаренная танцовщица и актриса, блиставшая в трагедийных ролях. По настоянию Дидло Колосова была приглашена обучать будущих балерин и стала, таким образом, первой в истории русского балета женщиной-педагогом. Более поздние воспитанники школы завоевали всеобщее признание — опоэтизированная Пушкиным А. И. Истомина, М. И. Данилова, Е. А. Телешова, А. П. Глушкрвский, Н. О. Гольц.

После отставки Дидло балетное дело пришло в упадок, и так продолжалось до появления в училище другого выдающегося мастера - Мариуса Петипа. Его 40-летняя деятельность также составила эпоху в истории русского балета.
В преподавании Петипа сложились те принципы классической балетной школы, которые до сих пор продолжают питать хореографическое образование. Высокий уровень виртуозности, установившийся к тому времени, требовал постоянных упражнений, продолжающихся и по окончании учебы, в сценической деятельности. Сейчас это аксиома, но во времена Петипа каждодневные занятия всей балетной труппы были новшеством.
В последнее десятилетие ХГХ века и в 900-е годы в русском балетном искусстве возникают новые тенденции, крепнет стремление к реформам. Почти все деятели "нового русского балета" вышли из стен Петербургского хореографического училища, в их числе М. М. Фокин, А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина. Эти артисты, составившие легендарную славу русского балета, не могли, однако, добиться настоящего признания ни на императорской сцене, ни в училище.

Реформа хореографического образований, предпринятая в советское время, затронула две главнейшие сферы в жизни училища. Прежде всего, было приведено в соответствие с требованиями времени общее образование учащихся. Неспециальные дисциплины проходились вначале в объеме семилетней, затем десятилетней школы, были введены новые предметы - эстетика, история балета, театра, музыки, изобразительного искусства, этнография и т. д. Преподавание танца постепенно получило научную основу, уже в 20-е годы разрабатывались программы и методики балетных предметов. Большое значение здесь имела педагогическая деятельность мастеров старшего поколения, среди которых - Е. П. Гердт, А. В. Лопухов, Ф. В. Лопухов, А. В. Ширяев. Особенную ценность имела работа А. Я. Вагановой, выпустившей в 1934 году книгу "Основы классического танца", с тех пор многократно переиздававшуюся. С 1957 года училище носит имя Вагановой, воспитавшей великую» Г. С. Уланову и целую плеяду замечательных балерин: Н. М. Дудинскую, М. Т. Семенову, А. Я. Шелест, Т. М. Вечеслову, Н. А. Анисимову и многих других. Среди выпускников училища - знаменитые танцовщики К. М. Сергеев, В. М. Чабукиани, А. Н. Ермолаев, С. Г. Корень. Большое значение приобрело балетмейстерское отделение, которое закончили такие выдающиеся мастера, как Л. М. Лавровский, И. Д. Вельский, Ю. Н. Григорович, Л. В. Якобсон.
В 1961 году Ленинградскому хореографическому училищу имени А. Я. Вагановой было присвоено звание "Академического": оно стало пользоваться правами высшего учебного заведения. Старейшая русская балетная школа по-прежнему готовит новых артистов, и по-прежнему из окон прекрасного здания на улице Росси несутся звуки рояля, сопровождающие упражнения.
С Савенко