Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

21 мая
75 лет со дня рождения
Куддуса Ходжамьяровича КУЖАМЬЯРОВА

 

 

К. X. Кужамьяров - первый уйгурский композитор, педагог, общественный деятель, основоположник уйгурского профессионального музыкального искусства. Он родился в селе Кайназар Энбек-ши-Казахского района Алма-Атинской области; в шестнадцать лет поступил в Алма-Атинский музыкальный техникум в класс скрипки. Его незаурядные композиторские способности заметил Е. Г. Брусиловский, у которого он потом занимался в консерватории (1946 -1951). По совету своего учителя Кужамьяров стал изучать историю и культуру уйгурского народа, его песенный и инструментальный фольклор.
После успешного окончания консерватории Кужамьяров два года совершенствовал свое композиторское мастерство в Московской консерватории в классе В. Я. Шебалина.

В годы студенчества композитор создает большое количество произведений: прелюдию-поэму, ноктюрн для фортепиано, "Уйгурский танец", сонату для скрипки и фортепиано, фортепианное трио на уйгурскую мелодию, квартет-сюиту "В родном колхозе", вокально-хоровую сюиту "На колхозном поле", романсы и песни на слова казахских поэтов. В 1950 году прозвучала его поэма "Ризвангуль", удостоенная Государственной премии СССР.

Темы героического прошлого народа и современности доминируют в творчестве Кужамьярова. В 1954 гбду он пишет симфоническую поэму "Песня о свободе", посвященную освободительной борьбе уйгуров и его национальной героине Назугум, а затем и оперу "На-зугум".

Музыкально-тематической основой оперы послужили народные уйгурские песни, в том числе исторические песни о Назугум, калмыцкие, китайские мелодии, получившие в опере широкое симфоническое развитие. В драматургии этой подлинно народной оперы важное место занимают арии, вокальные ансамбли, хоровые сцены, колоритные темпераментные танцы. Премьера оперы состоялась в июле 1956 года на сцене Казахского театра оперы и балета имени Абая.

Вскоре после оперы "Назугум" композитор в соавторстве с Н. Тлендиевым пишет оперу "Алтын таулар" ("Золотые горы") - 1960, посвященную освоению целины, а в 1967 году создает первый уйгурский балет "Чин-Томур", в основе которого лежат мотивы уйгурских народных сказок о храбром юноше Чин-Томуре и его сестре, красавице Махтум-сулу. Вокально-хоровые произведения Кужамьярова "Партия Ленина" (1962), "Думы об Алатау" (1968), сюита на темы уйгурских народных песен (1969), оратория "Цвети, Семиречье" (1970) -яркие страницы уйгурского музыкального творчества. Третья опера "Седыр Палван" (1977) продолжает героико-патриотаческую тему борьбы уйгуров против поработителей. Вокально-симфоническая поэма "Зауреш", "Поэма о дутаре" для солистов, хора и оркестра, пьеса для оркестра "Шатлык", концерт для трубы с оркестром, Третья симфония дополняют список произведений Кужамьярова. Будучи профессором Алма-Атинской консерватории К. Кужамьяров воспитал поколение известных казахских композиторов.
К Игнатьева