Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ

Р.Вагнер

О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 мая
175 лет со дня рождения
Рихарда ВАГНЕРА (1813 - 1883)

 

"Как композитор, Вагнер, несомненно, одна из самых замечательных личностей во всей второй половине этого столетия, и его влияние на музыку огромно, - писал Петр Ильич Чайковский. - Он был одарен не только большой силой музыкального воображения, он открыл новые формы своего искусства, он нашел пути, неизвестные до него, он был, можно сказать, гением, стоящим в германской музыке наряду с Моцартом, Бетховеном, Шубертом, и Шуманом".

Сложное, новаторское искусство Вагнера нелегко пробивало себе дорогу; биография композитора по-своему не менее драматична, чем сюжеты его тринадцати опер. С юных лет он жил в атмосфере театра (его отчим был актером, художником и писателем, две сестры - оперными певицами, брат -певцом и режиссером), восхищался спектаклями Дрезденского придворного оперного театра, во главе которого стоял знаменитый композитор К. М. Вебер. Двадцатилетний Вагнер становится оперным дирижером и вскоре создает свои первые, еще во многом подражательные, сценические произведения (наиболее известная из трех ранних опер> "Риенци", была написана по роману английского писателя Э. Булвер-Литтона). Тогда же началась разносторонняя литературная деятельность композитора — он сам писал либретто для всех своих опер, часто выступал в печати как критик и теоретик искусства. Период творческих поисков завершается поездкой Вагнера в Париж (1839 -1842), где он безуспешно пытался поставить "Риенци" и проникся отвращением к бездушию, пустоте и легкомыслию буржуазного общества, ищущего в искусстве лишь развлечения.

В 1840-е годы композитор был дирижером Дрезденского оперного театра, руководил симфоническими концертами, сдружился с передовыми общественными деятелями и сам писал статьи не только о музыке, но и на политические темы. Оперы этого периода ("Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин") принадлежат уже перу музыканта-новатора, достигшего творческой зрелости, Вагнер обращается к сюжетам старинных легенд, придавая им современный смысл, выдвигая на первый план нравственные коллизии. Трактовка оперных форм меняется — композитор стремится к созданию непрерывного действия, отдельные номера
(арии, дуэты, ансамбли) незаметно переходят один в другой. Оркестр становится равноправным участником музыкальной драматургии и обогащается множеством новых, ранее неслыханных тембровых красок.
С 1849 года Вагнер надолго стал политическим изгнанником; заочно приговоренный к смертной казни после разгрома Дрезденского восстания, композитор с помощью Ф. Листа бежал в Швейцарию. За десять лет жизни в изгнании Вагнер создал значительную часть монументальной тетралогии "Кольцо нибелунга" на сюжет древнегерманского эпоса (из четырех опер были написаны "Золото Рейна", "Валькирия", и часть "Зигфрида"; последняя, "Гибель богов", была завершена в 1876 году). Погоня за золотым кольцом, символом безграничной власти над миром, погубила героев старинного предания; поклонение золоту, по убеждению Вагнера, губило и его современников, -таков был трагический подтекст тетралогии. Возникшая вскоре опера "Тристан и Изольда" воспевает трагедию любви. Замысел "Тристана" возник у композитора под влиянием любви к Матильде Везендонк, жене его покровителя и друга.

В Швейцарии были написаны и важнейшие теоретические труды композитора - "Искусство и революция", "Опера и драма", "Обращение к друзьям", "Художественное произведение будущего". Его оперы того же времени уже полностью воплощают концепцию музыкальной драмы как синтетического жанра, где ведущим компонентом должно быть слово. Арии и дуэты становятся монологами и диалогами, возрастает роль декламационного начала, сложная и тонко разработанная партия оркестра разъясняет внутренний смысл происходящего на сцене.

Начиная с 1859 года Вагнер путешествовал по Европе, дирижировал концертами в Лондоне, Париже и Вене, в Германии и России. Однако все его надежды улучшить свое материальное положение потерпели крах: "Тристан" был признан в Вене неисполнимым, 'Тангейзер" в Париже провалился. И в этот отчаянный момент неожиданно в судьбе Вагнеоа произошел крутой поворот: восемнадцатилетний Людвиг П, только что ставший королем Баварии, пригласил композитора к себе в Мюнхен и оказал ему щедрую помощь. Здесь были поставлены "Тристан й Изольда", новая опера "Нюрнбергские мейстерзингеры" (герои ее - ремесленники Нюрнберга, время действия -XVI век), первые две части тетралогии. Приходит и долгожданное личное счастье: дочь Листа, Козима, становится женой и преданным другом Вагнера.
Долгие годы мечтал композитор о всенародном бесплатном театре, где его оперы смогут увидеть все желающие. Театр был построен в небольшом баварском городке Байрейте и торжественно открылся в 1876 году постановкой "Кольца нибелунга". Однако - злая насмешка судьбы - зал заполнили богатые туристы со всей Европы, те ненавистные композитору люди, которые чуть не уморили голодом Вагнера -молодого бунтаря. В Байрейте было поставлено и последнее произведение композитора - сценическая мистерия "Парсифаль".

Влияние Вагнера на современников и потомков было на редкость мощным - его могучее дарование никого не оставляло равнодушным. Его искусство высоко ценили и крупнейшие русские музыканты - Серов, Римский-Корсаков, Чайковский. Серов относился к Вагнеру восторженно, Чайковский и Рим ский-Кор саков - с огромным уважением, но во многом критически, оба не принимали вагнеровских принципов оперной работы и больше всего ценили в его операх симфонические эпизоды. Тем интереснее, что иногда именно стремление противопоставить свои художественные устремления вагнеровским принципам становилось у обоих композиторов стимулом для творчества.

Оперы Вагнера множество раз ставились в России; в этих постановках участвовали прославленные певцы -И. В. Ершов, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, создавшие свои, неповторимые трактовки образов вагнеровских героев. В последние два десятилетия в нашей стране звучали "Летучий голландец" и "Лоэнгрин", "Тангейзер" и "Тристан и Изольда", "Золото Рейна" и "Мейстерзингеры" - в исполнении как советских, так и зарубежных артистов. Крупным событием в эти годы явился показ тетралогии "Кольцо нибелунга" музыкантами шведской королевской оперы (1975).

Копозитор Вагнер
Р. Вагнер

"Вагнер все так же жив и все так же нов", - писал в 1918 году Александр Блок. Живым он остается и сегодня. Вагнеровские юбилеи, 100-летие Байрейтского театра (1976) и 100-летие со дня смерти композитора (1983), отмечались во многих странах новыми постановками его произведений, дискуссиями музыковедов, ученых других специальностей, деятелей театра, концертами и выставками. Музыкальный мир, продолжая спорить о Вагнере, чтил его память.
Ю. Крейниш