Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 мая
150 лет со дня основания Павловского музыкального вокзала

 

Для современного человека слово "вокзал" неотделимо от железной дороги, поездов и дальних странствий. Однако в русском языке оно появилось задолго до прокладки первого железнодорожного пути: вокзалом (точнее, вокзалом) называлась "сборная палата на гульбище, на сходбище, где обычно бывает музыка" (В. И. Даль). Именно в этом значении слово стали применять к зданиям железнодорожных станций, которые первоначально были не просто помещением, где ожидают поезда, но и местом досуга и развлечений.
Первая русская железная дорога, открытая в октябре 1837 года, соединила Петербург с аристократическими пригородами - Царским Селом и Павловском. В Павловске линия кончалась, и там по предложению строителя первого управляющего железной дорогой Франца фон Герстнера было построено большое здание для отдыха и увеселения публики. Предприятие обещало выгоду, так как железная дорога вошла в моду и ею увлекались как занимательной и приятной новинкой. В здании, построенном по проекту А. Штакен-шнейдера, размещались большой зал для балов и концертов, два меньших зала, зимний сад, гостиница и другие службы. Вокзал стал частью Павловска, прославленного творениями Кваренги, Росси и Гонзаго, Камерона и Воронихина. В 1844 году пожар уничтожил здание почти целиком, но довольно скоро появилось новое, по общим отзывам, удобнее прежнего.

Музыкальные программы Павловского вокзала вначале сводились к "развлечению музыкой во время обеденного стола и увеселениями бального характера". Концертной эстрады в зале не имелось, оркестр помещался на хорах - точно так, как это бывало на великосветских празднествах. В первые десятилетия безраздельно царила легкая танцевальная музыка: "эпоху вальсов" сменяла "эпоха полек", затем увлекались галопами, попурри. Но бывало и иное. Так, в концертах оркестра Г. Германа, игравшего в Павловске в 1839 - 1844 годах, впервые прозвучал "Вальс-фантазия" М. И. Глинки (под названием "Павловский вальс"); Герман также переложил для оркестра глинкинское "Болеро" ("О дева чудная моя"), причем сделал это, по отзыву автора, очень удачно. Болеро пользовалось столь шумным успехом, что публика требовала его исполнения по нескольку раз в день. Исполнял Герман также произведения А. С. Даргомыжского, другого крупнейшего композитора того времени.
Иногда Герман включал в программы и музыку Бетховена, Россини, позднее - Галеви, Обера, Доницетти, Вебера, Мендельсона. Это были главным образом увертюры, отрывки из сценической музыки, иногда объединявшиеся в сюиту-попурри. Вслед за увлечением попурри возникало стремление познакомиться с произведением целиком, внимательнее вслушаться в его красоты. По замечанию Н. Ф. Финдейзена, "так постепенно очищался вкус публики, научившейся, мало-помалу, отличать успех исполнителя от' художественного качества исполняемого".

Эпоху в сезонах Павловского вокзала составили концерты под управлением Иоганна Штрауса-сына. Он выступал в 1856 - 1865 и затем в 1869 годах (вместе с братьями Йозефом и Эдуардом). Штрауса петербургская публика буквально носила на руках, и, по мнению многих, он был непревзойденным дирижером павловских концертов. В его бытность музыка окончательно отделилась от ресторана, и программы стали исполняться в большом и удобном зале, украшенном классическими арками и галереями. В основном Иоганн Штраус играл свои пленительные вальсы, столь очаровательные в его чисто венской интерпретации. Но, как и предшественники, он был внимателен и к музыке серьезной, в особенности русской. Целый вечер в мае 1864 года Штраус посвятил произведениям Глинки (концерт был юбилейным, отмечалось 60-летие со дня рождения великого композитора). Отрывки из "Юдифи" А. Н. Серова Штраус сыграл годом раньше премьеры этой оперы; в 1865 году под его управлением состоялось первое публичное исполнение музыки П. И. Чайковского. Кроме того, звучали произведения Верди, Мейербера, а также Вагнера. Специальный день недели, четверг, стал регулярно отводиться для серьезной музыки; впоследствии установилась традиция симфонических пятниц и вторников. Иоганн Штраус стал составлять оркестр из местных музыкантов.

До появления в 1859 году Русского музыкального общества павловские концерты были единственным постоянным концертным учреждением Петербурга, постепенно приучившим публику к восприятию обдуманных и серьезных программ. Но й в 60-е годы, и позднее Павловский вокзал сохранил свое значение в культурной жизни столицы.
В 80-е годы утверждается постоянный оркестр Павловского вокзала (именуемого отныне "музыкальным", в отличие от железнодорожного). Все больше русских имен появляются в программах. Так, руководивший оркестром в 1882 - 1886 годах чешский дирижер Войцех Главач, по отзыву Ц. А. Кюи, "составил неисчерпаемую программу из 1000 с лишком пьес. В эту исполнительскую программу вошли все оркестровые произведения всех русских композиторов". При Н. В. Галкине (1892 -1903) стали играть только отечественную музыку. Этот "способный, хорошо знающий музыкальную литературу и следящий за ней дирижер" (Финдейзен) оставил очень заметный след в павловских сезонах. В 1903 году Галкин провел цикл из всех симфоний Чайковского, пропагандировал сочинения Глазунова и других петербургских композиторов. На праздновании десятилетия его деятельности в Павловске были исполнены специально сочиненные в его честь оркестровые вариации Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова и некоторых других коллег-композиторов.

В концертах Галкина участвовали крупнейшие исполнители того времени: певцы Ф. И. Шаляпин, И. В. Ершов, пианистка С. Ментер, виолончелист А. В, Вержбилович, хор А. А. Архангельского. Программы были очень разнообразны - кроме русской музыки звучали произведения Л. Бетховена, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, позднее -Р. Штрауса, А. Дворжака, Я. Сибелиуса. Руководившие концертами после Галкина дирижеры, в особенности А. П. Асланов (1910 - 1916), сохранили и углубили традицию знакомства с новыми сочинениями отечественных и зарубежных композиторов. Асланов включал в программы музыку С. В. Рахманинова, Н. Я. Мясковского, К. Дебюсси, Г. Малера; в августе 1912 года С. С. Прокофьев играл в Павловске свой Первый фортепианный концерт, а годом позже - Второй концерт.

В июне 1917 года в Павловском вокзале состоялся первый концерт, организованный местным Советом рабочих и крестьянских депутатов. В декабре Павловский симфонический оркестр, соединившись с бывшим Придворным, положил начало новому коллективу -Большому симфоническому оркестру, с 1921 года ставшему оркестром Государственной филармонии.
Столетие Павловского музыкального вокзала торжественно отмечалось в 1938 году. Но до наших дней этот выдающийся памятник русской культуры не дожил: здание было сожжено немецкими оккупантами во время Великой Отечественной войны.
С. Савенко