Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

МАЙ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

27 мая
100 лет со дня рождения
Луи ДЮРЕЯ (1888 - 1979)

 

 

Луи Дюрей, видный французский композитор, активный общественный деятель, коммунист, внесший большой вклад в развитие музыкальной культуры страны, известен как участник группы "Шестерка", куда входили Артур Онеггер, Дариус Мийо, Франсис Пуленк, Жорж Орик и Жермена Тайфер. Творчество Дюрея, восприимчивое к новым веяниям, неотделимо от исконных национальных традиций; главным для него остается классическая ясность, человечность, непосредственность эмоционального воздействия на слушателя. Во многих своих произведениях композитор утверждает передовые общественные идеалы.
Ближе всего Дюрею жанры, связанные с поэтическим словом: хоровые и камерные вокальные. Любовь к хоровой музыке зародилась еще в стенах Schola cantorum, где композитор учился в 1910 - 1914 годах. Тогда рождаются его первые произведения: два хрра а капелла на слова Шарля Орлеанского, песни на слова Р. Тагора и П. Верлена, К влиянию Дебюсси (под воздействием его оперы "Пеллеас и Мелизанда" Дюрей решил посвятить себя музыке) вскоре прибавляется увлечение атональной музыкой Шенберга, ее остроэкспрессивной диссонирующей хроматикой. Следы этого увлечения заметны в "Трех стихотворениях А. Жида", вокальном цикле "Образы Крузо", струнном квартете.

Встреча с Эриком Сати (1918), талантливым, экстравагантным человеком, вдохновителем будущей "Шестерки", стала началом нового этапа в творчестве Дюрея. Сати вместе с поэтом и драматургом Жаном Кокто призывал к отказу от звуковой роскоши, эмоциональной утонченности романтиков и импрессионистов, которая, казалось, получила смертельный удар в годы первой мировой войны. Выдвигались требования простоты, доступности музыки, истоком которой должны были стать современные ритмы большого города.
Создав "Цирковые сцены", передающие оживленное движение веселящейся толпы, Дюрей отдал дань этому течению. Но в целом антиромантизм Кокто и эстетика урбанизма на него не оказали заметного воздействия Но вое больше сказалось в музыкальном языке, испытавшем влияние Сати и Стравинского. 'Эпиграммы Феокрита" и "Три стихотворения Петрония" написаны в аскетичной, скупой, графично-линеарной манере; в фортепианной пьесе "Снег" (для четырех рук) применяется политональность. Наряду с обращением к античности (постоянная традиция французского искусства) Дюрей находил вдохновение в творчестве поэтов-современников. В наиболее ярких произведениях послевоенного десятилетия он использовал тексты Кокто (вокальная поэма "Весна на дне моря", 1920, для сопрано и медных духовых инструментов), Аполлинера ('Тюремные поэмы", 1923, "Бecтиapий,'), Р.-М. Рильке, Г. Лорки и других. Тогда же возникает опера "Случайность" по комедии Мериме, музыка к спектаклю Метерлинка "Непрошенная гостья".
Среди инструментальных жанров преобладают камерные: в те годы создаются два струнных трио, Второй и Третий квартеты, соната, три сонатины для фортепиано, сюита из девяти инвенций (здесь проявилась неоклассици стекая баховская струя), другие сочинения.

Принадлежность композитора к "Шестерке" была недолговременной. В 1923 году Дюрей оставил Париж с его кипучей художественной жизнью, борьбой и быстрой сменой мод и поселился в Сен-Тропезе - небольшом городке на южном побережье Франции, где и прожил до конца своих дней.
В 30-е годы в условиях сложной международной обстановки и угрозы фашизма наступает пора демократизации искусства Дюрея, его активной общественно-просветительской деятельности. На страницах журнала "Советская музыка" композитор вспоминал: "Нас вдохновляла героическая борьба испанских республиканцев против интервентов. Французский народ желал воспеть свои успехи и надежды. Повсеместно возникали любительские хоровые коллективы. Участников этих коллективов воодушевляла любовь к свободе, стремление к социальному прогрессу". Восстанавливалась и добрая слава песен французской революции (Госсека, Меполя, Гретри). В 1936 году Дюрей вступил в ряды Французской коммунистической партии. При его участии была создана Народная музыкальная федерация, призванная сплотить передовых музыкантов, поднять уровень музыкальной культуры народа, способствовать развитию рабочих хоровых коллективов, возрождению интереса к народной французской песне. В создании нового песенного репертуара наряду с Дюреем участвовали Орик, Кеклен, Онеггер, Мийо, поэты Л. Арагон, Ж.-Р. Блок. С 1938 года Дюрей - генеральный секретарь Народной музыкальной федерации, а с 1951 - ее президент. В годы второй мировой войны он возглавляет подпольный Национальный комитет музыкантов, входивший в Национальный фронт Сопротивления. Хоровые произведения Дюрея были популярны среди французских партизан. Интерес композитора к французской песенной традиции проникал в глубь веков, ему принадлежат музыковедческие работы по восстановлению полифонических песнопений эпохи Ренессанса: Ж. Депре и К. Жанекена.

Творчество Дюрея 40 - 50-х годов воплощает идеи революционной, освободительной борьбы, его музыка проста, эмоционально заразительна, рассчитана на массовое воздействие. Композитор использует тексты В. Маяковского (кантата "Война и мир", "Мир миллионам", 1949), Н. Хикмета ("Голодная забастовка"), Л. Хыоза ("Южная женщина поет"), П. Элюара, Хо Ши Мина. В последние годы жизни композитором созданы кантата "Звери, окружавшие Орфея" (по Аполлинеру), инструментальная музыка: увертюра "Иль де Франс" (1955), скрипичная и виолончельная концертные фантазии с оркестром (1944, 1947), ряд камерных сочинений.

Дюрей - один из организаторов Французской ассоциации прогрессивных музыкантов (1945), с 1950 года -постоянный музыкальный критик газеты "Юманите". Всей своей многогранной деятельностью композитор был связан с борьбой за мир, социальную справедливость и свободу.
К. Зенкин