Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

Точная дата не установлена



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

425 лет со дня рождения
Джона ДАУЛЕНДА (1563 - 1626)

 

Периодом небывалого расцвета для музыки Англии был рубеж XVI — ХУЛ столетий, так называемый "елизаветинский век" (по имени королевы Елизаветы, отличной музыкантши и покровительницы искусств). В ряду имен, множивших славу страны, следует назвать имя композитора и лютниста Джона Дауленда.
По словам самого музыканта, он родился в декабре 1563 года в Вестминстере. С 1580 по 1584 год служил у английского посланника во Франции. В 1584 году перешел в католичество, что, возможно, явилось главным препятствием в его карьере. С 1588 года бакалавр музыки в Оксфорде, неизменный участник королевских церемоний, автор опубликованной в 1592 году "Целой книги псалмов" Дауленд, тем не менее, тщетно претендовал на место придворного лютниста. Именно этим были обусловлены "годы странствий", начавшиеся для музыканта в 1594 году с Италии.

Итальянские уроки, в частности общение со знаменитым мадригалистом Лукой Маренцио, не замедлили сказаться в собственном творчестве композитора. Уже в 1597 году в Лондоне увидела свет его "Первая книга песен или арий", выдержавшая до 1606 года пять изданий.

В 1598 году, не ответив на повторное приглашение ландграфа Морица (интересно, что именно в этом году в Кассельской капелле сделал свои первые шаги Генрих Шютц), Дауленд становится придворным лютнистом датского короля Христиана IV. Однако все помыслы композитора продолжали быть связаны с Англией: только с 1600 по 1604 год во время кратких пребываний на родине он публикует вторую и третью "Книги песен", а также сборник "Семь слез". По возвращении домой он переводит один из значительнейших музыкально-теоретических трактатов XVI века - "Микрологус" Андреаса Орнито-пархуса (1609), а также заканчивает сборник песен "Утешение пилигрима" (1612). В 1612 году Дауленд получает долгожданную должность при дворе. И теперь его имя значится первым в списке королевских лютнистов - титул, который впоследствии был унаследован его сыном, также композитором Робертом Даулендом (ок. 1591 - 1641).
Творческое наследие Дауленда достаточно обширно. Однако к каким бы жанрам он ни обращался, в них всегда находил применение его любимый инструмент. Причем, по традиции эпохи, публикации композитора, как правило, являлись "школами" или "уроками" исполнительского мастерства, включая кроме предисловий специальные разделы. С этой же целью Дауленд осуществил еще один перевод труда известного в свое время итальянского музыканта Дж. Бесардо "Необходимые наблюдения, относящиеся к лютне и лютнисту" (опубликовано в "Лютневых уроках Р. Дауленда", 1610).
Завещанный композитором богатейший лютневый репертуар - фантазии, танцы, баллады, обработки популярных песен — несет на себе яркую печать им-провизационности. И редкая "нотная книга" в XVII веке обходилась без пьес Дауленда.

Неповторимый аромат придает лютня излюбленному в «елизаветинский век» ансамблю из пяти виол (от дискантовой до басовой) - составу, использовнному Даулендом в его знаменитом цикле "Слезы". Для каждой из семи "слез" ("Старинной", "Новой", "Скорбящей", "Печальной", "Притворной", "Приятной", "Истинной") находит композитор неожиданные тембровые оттенки, с неистощимой изобретательностью вплетая серебристый лютневый голос в экспрессивную полифоническую ткань пьесы.
Наконец, особой и, может быть, самой главной областью даулендовского наследия являются "лютневые песни". Они пленяют естественностью, непосредственностью выражения. Недаром многие из них еще при жизни автора бытовали как народные. Вместе с тем эти совершенные создания подлинного мастера равно адресовались как скромному любителю, так и искушенному профессионалу.

Музыка Дауленда, особенно "Слезы", а также близкие им по образности скорбно-меланхолические песни, пользовались популярностью в XVII веке. Его сочинения перепечатывались, часто анонимно или в свободной обработке, в популярных сборниках типа "Первая книга уроков консорта" Т. Морли (1599, 1611), "Музыкальные досуги" Н. Валлета (1615), "Секрет муз" (1618, 1619), "Двор развлечений" (1621) и других.
Неизменным образцом служил композитор для английских вирджиналис-тов. Знаменитое рукописное собрание "Фитцуильмская вирджинальная книга" содержит несколько обработок даулендовских мелодий. Широко известны также вариации С. Шейдта на тему лютневой "Гальярды датского короля".
Интерес к английскому мастеру вспыхнул вновь в XX веке на волне так называемого Нового английского музыкального Возрождения, и прежде всего в творчестве его замечательного соотечественника Б. Бриттена.
Творчество великого лютниста живо и в наши дни, являясь пробным камнем для каждого, кто обращается к сокровищам старинной музыки.
Т. Фрумкис