Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

Точная дата не установлена



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

150 лет со дня рождения
Федора Петровича КОМИССАРЖЕВСКОГО
(1838 - 1905)

 

 

Федор Петрович Комиссаржевский - известный русский певец, блиставший на крупнейших оперных сценах Италии и России, сподвижник А. С. Даргомыжского и "кучкистов", прогрессивный музыкально-общественный деятель, профессор Московской консерватории, оказавший влияние не только на певческую культуру России, но и на становление оперных режиссерских принципов учившихся у него К. С. Станиславского и В. П. Шкафера.

Ко времени появления Комиссаржевского на сцене Мариинского театра он имел за плечами солидный музыкальный опыт: участие в студенческом хоре Петербургского университета, где он учился, затем осуществление мечты бедного титулярного советника - поездка в Италию, занятия в Миланской консерватории.

Талантливого русского юношу с гордо поставленной головой, вьющимися волосами, горящими глазами и превосходным голосом видели в бурном калейдоскопе итальянских событий того времени: то в войсках гарибальдийцев, то в маленьких передвижных труппах, то на крупнейших оперных сценах Рима, Милана ("Ла Скала"). В 1863 году ему представился случай наконец-то вернуться на родину, и "русский итальянец" произвел фурор своим удивительно бархатным лирико-драматическим тенором. Здесь он вновь попал в водоворот событий, на этот раз связанных с отменой крепостного права в России.
Подъем русского самосознания и пристальное внимание к жизни простого народа настойчиво выводили на сцену во всех жанрах искусства нового героя.

Искусство становится более демократичным, меняются его эстетические нормы, расширяются сферы его общественного воздействия. Борьба за национальное музыкальное искусство, воплощавшаяся в шедеврах М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, борьба за национальные кадры и открытие первых консерваторий — все это было близко по своей идейной платформе Комиссаржевскому. Не случайно он, солист императорского театра, выбирает для своего бенефиса оперу "Русалка" (1872). Исполнением партии Князя певец доказал свою приверженность к русской реалистической школе. Благодаря ансамблю партнеров-соратников эта опера прочно утвердилась в репертуаре как классическое произведение.

Постановка "Русалки" в Мариинском театре способствовала сближению Комиссаржевского с автором оперы и композиторами "Могучей кучки". В условиях жесточайшей борьбы за утверждение русского репертуара талантливый певец добивается постановки на главной оперной сцене страны и других произведений русских авторов. Он был первым исполнителем партий Дон Жуана ("Каменный гость" Даргомыжского), Самозванца ("Борис Годунов" Мусоргского) , Левко ("Майская ночь" Римского-Корсакова), Синодала ("Демон" Рубинштейна), Вакулы ("Кузнец Вакула" Чайковского). Постепенно Комиссаржевский становится признанным исполнителем русского репертуара. Глубина и характерность образов требовали тончайшей расстановки акцентов для раскрытия сути драматургии образов, постижения тончайших психологических оттенков, состояний и переживаний героев. Походка, жесты, мимика, умение носить костюм, естественность и оправданность поведения на сцене, убедительность мизансцен, а главное ~ исключительно разнообразная интонационная палитра - все это давало Комиссаржевскому возможность создавать яркие, запоминающиеся образы своих героев.

С этих же художественно-эстетических позиций стал он подходить и к решению партий зарубежного репертуара. Фауст (в одноименной опере Гуно), Йонтек ("Галька" Монюшко), Еник ("Проданная невеста" Сметаны), впервые исполненные на петербургской сцене Комиссаржевским, были не ходульными героями, а воплощением живых людей. Так Комиссаржешжий вместе с певцами школы Глинки - Даргомыжского закладывал традиции реалистического исполнения на русской сцене.
Ряд обстоятельств, а также усталость голоса заставили Комиссаржевского в 1880 году оставить сцену. До 1883 года он живет за границей, а затем его приглашают в качестве профессора по классу пения в Московскую консерваторию. В его лице консерватория приобрела педагога-вокалиста с огромной исполнительской культурой, до тонкостей знавшего специфику музыкального спектакля. Ведущим принципом Комиссаржевского было воспитание певца-актера, ясно понимающего музыкальную основу оперной постановки. Этим принципом он руководствовался в своем оперном классе, через который проходила вся певческая молодежь консерватории. Здесь же он встретился впервые с будущим режиссером К. С. Станиславским, в ту пору мечтавшим о карьере оперного певца. "Слишком много, - писал впоследствии Станиславский, - я узнал от Комиссаржевского о высших целях и задачах искусства". Они сблизились и не расставались уже до конца жизни.

В 1888 году Комиссаржевский вместе со Станиславским и другими видными деятелями Москвы организовал Общество искусства и литературы и музыкально-драматическое училище при нем. И хотя Общество просуществовало всего до 1891 года, деятельность Комиссаржевского оставила заметный след во взглядах Станиславского на понимание реализма оперного спектакля.
Творческая атмосфера, царившая в семье Комиссаржевского, оказала благотворное влияние на выбор жизненного пути его детей. Сын Федор (1882 -1954) пошел по стопам отца, став режиссером драмы и оперы. Дочь Вера (1864-1910) прославилась как одна из талантливейших артисток русской драматической сцены начала XX века.
Комиссаржевский окончил жизнь в Италии, однако эхо его дел еще долго звучало в России. Так, в 1918 году, приступая к организации Оперной студии, Станиславский не мог не вспомнить требований и советов, которые он "когда-то слышал от старика Ф.П.Комиссаржевского".
В. Матвеева