Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

Точная дата не установлена



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

75 лет со дня рождения Халимы НАСЫРОВОЙ

 

 

Талант замечательной узбекской певицы был высоко оценен музыкальной общественностью еще в 1937 году, в дни проходившей в Москве первой Декады узбекского искусства и литературы. "Уже в первом спектакле узбекского театра, - писала пресса, - выделилась исполнительница главной роли "Гюль-сары" Халима Насырова. Большая лирическая теплота, драматическая выразительность, тонкая музыкальность и хорошие голосовые данные поставили ее по праву на первое место. Насырова действительно одна из наиболее ярких и талантливых актрис узбекского театра. Отличная певица, прекрасная драматическая актриса, несмотря на свой юный возраст, уже достигла значительного художественного мастерства". "Ей всего 23 года, но пройти мимо ее незаурядного дарования никто из нас не может", - сказал дирижер Большого театра А. Ш. Мелик-Пашаев. В том же году Халима Насырова была удостоена высокого звания народной артистки СССР.

Родилась Халима в кишлаке Таглык, близ Коканда, в Ферганской области, в семье бедняка. В пятилетнем возрасте, когда умер отец, Халима попала в детский дом. Через несколько лет она стала учиться в Ташкентском педагогическом институте. Здесь она увлеченно занималась в драмкружке, выступала в различных инсценировках, поражая зрителей искренностью и свежестью дарования. Три года учебы (1924 - 1927) в Бакинском театральном техникуме под руководством азербайджанской певицы народной артистки СССР Шевет-ханум Мамедовой сделали из Халимы профессиональную актрису, сочетавшую в себе крупное драматическое дарование с прекрасными вокальными данными.

Свою творческую деятельность Халима Насырова начала как драматическая актриса в 1927 году на сцене Образцовой краевой драматической труппы (ныне Театр имени Хамзы). Она исполняла ведущие роли в пьесах "Слуга двух господ" и "Принцесса Турандот", в комедии Гоголя "Ревизор", в спектакле "Фархад и Ширин" и других постановках. С 1929 года Халима - артистка Узбекского драматического театра. После окончания Узбекской оперной студии при Московской консерватории (1934 -1937) Халима Насырова - ведущая солистка Узбекского театра оперы и балета имени Навои.

Трудно переоценить роль, которую сыграла Халима Насырова в развитии узбекского Вокального исполнительского искусства, в создании узбекского оперного театра. Обладая сильным и сочным голосом широкого диапазона, музыкальностью и даром сценического перевоплощения, певица одинаково убедительно создала целый ряд различных по характеру образов - лирических, героических, острохарактерных. "Каждая роль - это новый экзамен на зрелость артистки. И каждая новая роль -это новые поиски, мучительные, болезненные", - говорила певица.

Халима исполняла ведущие партии в операх узбекских и других национальных советских композиторов, в операх зарубежной классики. Певица создала непревзойденный по художественному совершенству образ сказочной.восточной принцессы Ширин ("Фархад и Ширин" В. А. Успенского и Г. А. Мушеля), образ вероломной и коварной ханской дочери Акжунус ("Ер-Таргын" Е. Г. Брусиловского), впечатляющий облик молодой китаянки Син Дунфан, безгранично преданной и любящей женщины ("Улугбек" А. Ф. Козловского), прекрасный образ женщины-вождя Нар-гиз, проникнутый героикой и пафосом борьбы за установление Советской власти в Азербайджане ("Наргиз" М. Маго-маева). Одним из самых высоких достижений актрисы является исполненный драматизма образ Лейли в опере Р. М. Глиэра "Лейли и Меджнун" и хрупкой и нежной Зухры в опере Т. Джалилова и Б. В. Бровцына "Тахир и Зухра".

Певице особенно были близки женские образы узбечек, вставших на путь протеста и борьбы за свое раскрепощение, человеческое достоинство, свободу. Таковы исполненные ею в операх узбекских композиторов партии Нар-гуль ("Буран" М. Ашрафи и С. Н. Василенко), Надиры ("Великий канал" Ашрафи и Василенко), Саодат ("Хамза" С. Бабаева), Зайнаб ("Зайнаб и Омон" Т. Садыкова и Р. М. Глиэра). Красной нитью через все творчество певицы преходит образ Гюльсары, созданный ею сначала в драматическом спектакле, а затем в одноименной опере Глиэра и Садыкова. Этот образ, ставший символом узбекской женщины, борющейся за равноправие и счастье, находил глубокий отклик в сердцах зрителей. "Образ Гюльсары дорог мне, — писала Халима Насырова, - не только как артистке, но и как гражданке ныне свободного Советского Узбекистана".
Новые грани таланта певицы раскрылись в комической опере С. Юдакова "Проделки Майсары", где она с блеском играла роль тетушки Майсары, простой женщины, полной энергии, озорства, народной смекалки и жизнелюбия. Интересны были работы Халимы в опере М. Юсупова "Песнь народа", в опере таджикского композитора Я. Сабзанова "Возвращение". Особое место в сценической биографии занимает образ Кармен, который она готовила под руководством А. В. Неждановой.

Халима Насырова вела активную концертную деятельность. Прекрасный знаток и интерпретатор народных песен, она знакомила слушателей не только с народными песнями узбекского народа, но и исполняла на языке оригинала таджикские, казахские, азербайджанские, грузинские и другие песни народов СССР, песни социалистических стран. Наряду с народными песнями в ее концертном репертуаре - арии из опер "Кер-оглы", "Кыз-Жибек", "Чио-Чио-сан" и других опер советских и зарубежных композиторов.
Глубоко народное искусство Халимы Насыровой широко известно за пределами нашей страны: она много гастролировала за рубежом, выступая с концертами в Китае, Индии, ГДР, Иране, Индонезии и других странах, покоряя зарубежных слушателей своим уникальным, неповторимым голосом.
Халима Насырова дважды была удостоена Государственной премии СССР: в 1942 году за исполнение роли Лейли и в 1951 году за исполнение роли Гюльсары. В 1968 году ей была присуждена республиканская Государственная премия имени Хамзы. Певица награждена двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета" и медалями.
К. Игнатьева