Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

НОЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

11 ноября
200 лет со дня рождения
Михаила Юрьевича ВИЕЛЬГОРСКОГО
(1788 - 1856)

 

 

Деятельность Михаила Юрьевича Виельгорского, отличавшаяся многообразием направлений и широтой, была тесным образом связана с музыкальной культурой первой половины ХГХ века. Виельгорский был музыкантом-любителем. Но по своей профессиональной подготовке, специальным знаниям, культуре он не уступал современным ему профессиональным композиторам, музыкантам. Компетентность Виельгорского, глубину его музыкальных познаний признавали А. Н. Серов, А. Г. Рубинштейн, М. И. Глинка, В. Ф. Одоевский. Выдающиеся зарубежные музыканты -Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Шуман, Дж. Россини - давали ему высокую оценку как музыканту и человеку.

Среди близких друзей Виельгорского - выдающиеся представители русской литературы: К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, П. А. Вяземский. А. С. Пушкин бывал в доме у Виельгорского, слушал музыку, читал ему свои стихи. На долю Виельгорского выпала почетная и тяжелая миссия быть опекуном детей великого русского поэта. Виельгорский был в дружеских отношениях с А. С. Грибоедовым, с которым, помимо литературных интересов, его связывала и музыка.
В детстве и юности Виельгорский получил прекрасное музыкальное образование. Первыми учителями его были скрипачи Кизеветтер и Зброжевский. Затем он изучал гармонию у В. Мартин-и-Солера. Во время пребывания семьи Виельгорских в Риге (1804 - 1808) юноша впервые приобщился к западноевропейской музыкальной культуре; здесь он изучал основы композиции у органиста Тауберта, участвовал вместе с отцом и братьями Иосифом и Александром в домашнем струнном квартете. В этих домашних концертах исполнялись произведения Гайдна, Моцарта, первые квартеты Бетховена. Свое образование Виельгорский продолжил в Париже. Возвращаясь в Россию, Виельгорский задерживается в Вене и знакомится с Бетховеном. С этого времени Виельгорский становится его горячим почитателем и пропагандистом.
С 1822 года началась концертная деятельность Виельгорского (сначала в его курском имении Фатеев ке, затем в Москве). Зимой 1822/23 года в его имении прошло 33 концерта, в которых были исполнены произведения Бетховена, Гайдна, Меполя, Россини и других композиторов (в основном симфонические). Сам Михаил Юрьевич выступал в этих концертах как композитор и как певец: он исполнял свои романсы, оперные арии западноевропейских классиков.
В Москве, куда Виельгорский переехал в 1823 году, Он продолжил свою интенсивную музыкальную деятельность. О московских концертах Виельгорского в этот период Одоевский писал: "Едва ли можно встретить в России что-либо подобное сим концертам, где бы соединялись и выбор сочинений, и достоинство музыкантов, и точность исполнения."

В 1826 году Михаил Юрьевич вместе с братом Матвеем, талантливым виолончелистом, переезжает в Петербург. Столичные условия позволили Виельгорско-му еще шире развернуть концертную деятельность. Этому в немалой степени способствовало назначение Михаила Юрьевича членом комитета и главным директором по управлению казенными театрами. Концерты в доме Виельгорских играли большую роль в развитии музыкальной жизни Петербурга. В стенах этого дома были проведены исторические концерты, программы которых включали произведения от Глюка до Беллини. В 1838 году у Виельгорских впервые в России прозвучала Девятая симфония Бетховена. Зарубежные музыканты, приезжавшие в Россию, до своих открытых концертов часто выступали вначале в доме Михаила Юрьевича.
Значительную поддержку Виельгорский оказывал отечественным музыкантам (например, братьям Рубинштейнам). Виельгорский был инициатором организации благотворительного концерта, на доход с которого был выкуплен из крепостного состояния талантливый скрипач И. И. Семенов, а в 1838 году Михаил Юрьевич вместе с Жуковским на средства, вырученные с лотереи, организовал выкуп поэта Т. Г. Шевченко.

Особые отношения связывали Виельгорского с Глинкой. По словам Одоевского, Михаил Юрьевич высоко ценил талант Глинки, "но по тому самому был к нему строго беспощаден". Виельгорский одним из первых назвал оперу "Иван Сусанин" "мастерским произведением великого таланта". В доме Виельгорских состоялась репетиция первого акта оперы, и сам Михаил Юрьевич сделал очень много для осуществления постановки "Ивана Су санина" на сцене. Глинка ценил замечания, сделанные Виельгорским в процессе работы над оперой "Иван Сусанин". Со вниманием относился он к советам Михаила Юрьевича и при создании "Руслана и Людмилы".

Виельгорский осуществлял художественное руководство придворными концертами, которые выгодно отличались своими программами от обычной дворцовой музыки, с энтузиазмом принимал участие в деятельности Концертного общества, учрежденного в 1850 году, являлся почетным членом Петербургского филармонического общества. Обширная и плодотворная музыкально-общественная деятельность Виельгорского во всей ее совокупности явилась одной из интересных страниц в истории русской музыкальной культуры того времени.

Творческое наследие Виельгорского как композитора довольно разнообразно по жанрам. Оно включает в себя симфонии, увертюры, хоровые сочинения, концертные пьесы, вокальные ансамбли, романсы, а также оперу "Цыгане" (сюжет разработан самим композитором при участии Пушкина, Жуковского, В. Соллогуба, Вяземского, Розена и А. Комовского), которая была положительно оценена А. Н. Верстовским. И хотя композиторское творчество Виельгорского не является столь значительным и ярким, как у его знаменитых современников - Алябьева, Верстовского, Глинки, многие сочинения композитора (особенно симфонические) свидетельствуют о солидной технике, серьезности замыслов. Его романсы обнаруживают отличное знание вокальных средств, им присуще мелодическое богатство. Некоторые произведения композитора забыты незаслуженно. К ним следует отнести камерные сочинения Виельгорского, его вокальные произведения - "Шесть песен Гейне", романсы на слова М. Ю. Лермонтова, Е. А. Жадовской.
В. Николаева