Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

НОЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

19 ноября
80 лет со дня рождения
Михаила Ивановича ЧУЛАКИ

 

Имя Михаила Ивановича Чулаки, народного артиста РСФСР, крупного советского композитора и музыкально-общественного деятеля, широко известно в нашей стране. Оно олицетворяет собой живую связь традиций русской и советской музыки с нашей современностью. Многогранное творчество отразило яркий спектр гражданских и художественных интересов автора и нашло признание и среди музыкантов-профессионалов, и у широкого круга любителей. музыки.

М. И. Чулаки родился в Симферополе, в семье служащего. Его первые музыкальные впечатления связаны с родным городом. Здесь часто звучала классическая симфоническая музыка под управлением известных дирижеров - Л. Штейнберга, Н. Малько. Сюда приезжали и крупнейшие музыканты-исполнители - Э. Петри, В. Горовиц, Н. Мильштейн, С. Козолупов и другие.

Начальное профессиональное образование Чулаки получил в симферопольском музыкальном училище. Первым его наставником по композиции был И. И. Чернов - ученик Н. А. Римского-Корсакова. Это опосредованная связь с традициями Новой русской музыкальной школы и отразилась на первых, оркестровых сочинениях, написанных во многом под влиянием музыки Римского-Корсакова. В Ленинградской консерватории, куда поступил Чулаки в 1926 году, педагогом по композиции был сначала также ученик Римского-Корсакова М. М. Чернов, а уже затем известный советский композитор В. В. Щербачев. Дипломными работами молодого композитора стали Первая симфония и сюита для двух фортепиано "Майские картинки", в дальнейшем многократно исполняемая известными советскими пианистами и уже выражавшая во многом индивидуальность автора.
После окончания консерватории интерес композитора в основном был направлен к жанру, в области которого его ожидал успех. Уже первый балет Чулаки "Сказка о попе и работнике его Балде" (по А. Пушкину, 1939) в постановке ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТ) был высоко оценен музыкальными критиками. Два последующих балета Чулаки - "Мнимый жених" (по К. Гольдони, 1946) и "Юность" (по Н. Островскому, 1949) также впервые поставленные в МАЛЕГОТе, были удостоены Государственных премий СССР (в 1949 и 1950 годах).
Мир театра наложил свой отпечаток и на симфоническое творчество Чулаки. Это особенно прослеживается в его Второй симфонии, посвященной победе советского народа в Великой Отечественной войне (1946, Государственная премия СССР - 1947), а также в симфоническом цикле "Песни и танцы старой Франции", где композитор мыслит во многом театрально, создавая образы красочные, зримо ощутимые. В этом же ключе написана и Третья симфония (симфония-концерт, 1959), и концертная пьеса для ансамбля скрипачей Большого театра - "Русский праздник", яркое сочинение виртуозного характера, сразу завоевавшее широкую популярность, многократно исполняемое на концертных эстрадах и по радио, записанное на грампластинку.

Среди сочинений композитора в других жанрах следует в первую очередь назвать кантату "На берегах Волхова", созданную в 1944 году, во время пребывания Чулаки на Волховском фронте. Произведение это явилось значительным вкладом в советскую музыку, отразившую героические страницы военных лет.
В области вокально-хоровой музыки наиболее значительным произведением Чулаки является цикл хоров а капелла "Ленин с нами" на стихи М. Лисянского, написанный в 1960 году. Впоследствии в 60 - 70-е годы композитор создал ряд вокальных сочинений, среди которых выделяются циклы для голоса и фортепиано "Изобилие" на стихи У. Уитмена, "Годы летят" на стихи Вс. Греков а, хоровой цикл "У мемориала" на стихи Н. Грибачева.
Постоянным интересом композитора к музыкально-театральному жанру обусловлено появление балета "Иван Грозный" на основе музыки С. С. Прокофьева к одноименному кинофильму. Композицию и музыкальную редакцию балета Чулаки сделал по заказу Большого театра Союза ССР, где в 1975 году и была осуществлена его постановка, во многом обогатившая репертуар театра и снискавшая успех у советских и зарубежных зрителей.

Наряду с творчеством Чулаки уделяет огромное внимание и педагогической деятельности. Пятьдесят лет передает он свои знания и богатый опыт молодым музыкантам: в 1933 году он начал преподавать в Ленинградской консерватории (классы композиции и инструментовки), с 1948 года его имя - среди педагогов в Московской консерватории (с 1962 года - профессор). Его учениками в разные годы были А. Аббасов, В. Ахмедов, Н. Шахматов, К. Кацман, Е. Крылатов, А. Немтин, М. Ройтер-штейн, Т. Васильева, А. Самонов, М. Бобылев, Т. Кажгалиев, С. Жуков, В. Беляев, Т. Сатторов, М. Бегалиев, Ю. Каспаров, автор этих строк, а также Ду-Мин-синь (Китай), Э. Чойдог (Монголия), Ч. Задея (Албания), А. Рифай (Сирия). Итогом его многолетней педагогической работы в области инструментовки стала книга "Инструменты симфонического оркестра" (1950) - самое популярное учебное пособие, выдержавшее уже четыре издания.
Большой интерес для современного читателя представляют статьи-воспоминания Чулаки, в разное время помещенные в периодической печати и в специальных монографических сборниках, - о Ю. Ф. Фай ере, А. Ш. Мелик-Пашаеве, Б. Бриттене, Л. Б. Когане, Э. Г. Гилельсе, М. В. Юдиной, И. И. Дзержинском, В. В. Шербачеве и других выдающихся музыкантах.

В 1937 - 1939 годах Чулаки был директором и художественным руководителем Ленинградской государственной филармонии, в 1948 году стал председателем Ленинградского союза композиторов и в том же году на I Всесоюзном съезде был избран секретарем Союза советских композиторов СССР; в 1951 году был назначен заместителем председателя Комитета по делам искусств при СМ СССР; в 1955 году -директором Большого театра Союза ССР; с 1959 года по 1963 год Чулаки -секретарь Союза композиторов РСФСР. В 1963 году он вторично возглавил Большой театр, на этот раз в качестве директора и художественного руководителя. За все время его руководства на сцене этого театра были впервые поставлены многие произведения советского и зарубежного искусства, в том числе оперы: "Мать" Т. Н. Хренникова, "Никита Вершинин" Дм. Б. Кабалевского, "Война и мир" и "Семен Котко" С. С. Прокофьева, "Октябрь" В. И. Мурадели, "Оптимистическая трагедия"
A. Н. Холминова, "Укрощение строптивой" В. Я. Шебалина, "Енуфа" Л. Яначка, "Сон в летнюю ночь" Б. Бриттена; опера-балет "Снежная королева" М. Р.Раухвергера; балеты: "Лейли и Меджнун" С. А. Баласаняна, "Каменный цветок" Прокофьева, "Икар" С. С. Слонимского, "Легенда о любви" А. Д. Меликова, "Спартак" А. И. Хачатуряна, "Кармен-сюита" Р. К. Щедрина, "Асель" B. А. Власова.
М. И. Чулаки избирался депутатом Верховного Совета РСФСР VI и VII созывов, был делегатом XXV съезда КПСС. За заслуги в развитии советского музыкального искусства ему были вручены награды - ордена Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и "Знак Почета".
Л. Сиделъников