Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

НОЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

22 ноября
75 лет со дня рождения
Бенджамина БРИТТЕНА (1913 - 1976)

 

 

"Художники являются художниками, потому что они обладают некоей сверхчувствительностью." - говорил выдающийся английский композитор Б. Бриттен. Эти слова можно с полным правом отнести к их автору. Они очень точно характеризуют самого Бриттена, который сквозь все испытания, пережитые человечеством в XX веке, пронес пафос гуманизма, непримиримости к злу и насилию, идею борьбы за мир. Потому его яркая, узнаваемая с первых же звуков музыка удивительно гармонично сочетает черты современности и глубокого проникновения в национальную культурную традицию. Бриттен - музыкант широких интересов и высочайшей культуры. О многообразии его творческих устремлений свидетельствуют сочинения композитора: в них мы находим самые разные темы (от общечеловеческих проблем войны, жизни и смерти — до мира детских игр и увлечений), разнообразнейшие жанры (от опер и крупных ораториальных полотен - до циклов миниатюр и легких пьес для начинающих музыкантов).

Поражает поистине моцартовская естественность и интенсивность творчества Бриттена. Придя в музыку очень рано -к четырнадцати годам юноша был уже автором десяти фортепианных сонат, шести квартетов и многих других произведений, - композитор в течение всей жизни находился в гуще событий культурной жизни своей страны. Этому немало способствовало его плодотворное общение с крупнейшими деятелями культуры Англии, среди которых учителя Бриттена - Ф. Бридж, Дж. Айрленд, А. Бенджамин, поэт У. Оден, композиторы Л. Беркли и М. Типпет, разносторонний музыкант Э. Стайн. В этой среде художник находил понимание, здесь зарождались его оригинальные, порой неожиданные замыслы.

При всем разнообразии творческих интересов Бриттена постоянным был его интерес к опере. Каждое новое произведение для музыкального театра давало неожиданную трактовку оперного жанра. Из-под пера композитора появлялись то сочинения, насыщенные острыми социальными и моральными конфликтами ("Питер Граймс", 1945; "Билли Бадд", 1951), то комически характерные бытовые зарисовки, отмеченные ярким национальным колоритом ("Альберт Херринг", 1947), то произведение в духе символистской драмы ("Поворот винта", 1954), то причудливый сплав фантастики и реальности, лирического и юмористического начал ("Сон в летнюю ночь", 1960). В 60-е годы композитор обратился к своеобразному варианту оперного спектакля, как бы возрождающему театральные традиции средневековья: Бриттен создал одноактные оперы-притчи, философски обобщенные и лаконичные, - "Река Кэрлью", "Пещное действо", "Блудный сын". Особую область составляют оперы, рассчитанные на детскую аудиторию. В некоторых из них, например в "Маленьком трубочисте" (1949), предусмотрено участие детей, - таким образом, маленькие слушатели могут как бы изнутри постичь законы оперного жанра.

В творчестве Бриттена постоянно сказывалась еще одна неизменная привязанность - восторженное отношение композитора к музыке классика английской культуры Г. Перселла. Множество раз Бриттен обращался к творчеству великого музыканта ХУЛ века. Эти обработки, транскрипции и редакции дали новую жизнь произведениям, открытым в XX веке после 300-летнего забвения. Благодаря Бриттену вновь зазвучали оперы Перселла "Дидона и Эней", песни из сборников "Британский Орфей" и "Оды и Элегии". Особый случай контакта двух музыкальных эпох - создание Бриттеном на основе Чаконы Перселла "Вариаций и фуги на тему Перселла" (подзаголовок этого сочинения - "Путеводитель по оркестру для юношества", 1946). С юмором и блеском композитор подвергает тему Перселла неожиданным превращениям и таким образом знакомит юных слушателей с группами и инструментами оркестра. Здесь явно просматривается направленность его творчества. Эта сторона чрезвычайно важна для понимания Бриттена как композитора и человека, ибо она пронизывает всю его жизнь.
 
На протяжении многих лет Бриттен сочетал напряженные занятия композицией с активной общественной деятельностью. Достаточно напомнить, что по его инициативе с 1948 года проводились ежегодные музыкальные фестивали в Олдсборо, собиравшие в этот небольшой городок на севере Англии музыкантов из разных стран и множество любителей музыки.
Во всем, что создал Бриттен, остро ощущается пульс современности. Наболевшие вопросы наших дней - в первую очередь проблемы войны и мира -постоянно звучали в творчестве композитора. С наибольшей силой эта тема воплощена в "Военном реквиеме" -произведении, снискавшем Бриттену известность во всем мире. Это монументальная фреска, в которой грандиозность композиции и средств исполнения обусловлена масштабностью идеи. Сочинение, посвященное памяти друзей, погибших во время второй мировой войны, приобретает общечеловеческое звучание. Музыка взывает к нашему чувству ответственности за завтрашний день планеты.

Гражданственность, органически присущая музыканту, его этическая чистота, безмерная преданность музыке и энергичное служение делу музыкального просвещения принесли Бриттену любовь и уважение многих выдающихся музыкантов современности — Д. Шостаковича, 3. Кодая, А. Копленда, Ф. Пуленка. Обаяние личности Бриттена сохраняется в его вдохновенной музыке. В этом -секрет ее молодости и неизменной привлекательности для слушателей.
И. Заболотная