Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

НОЯБРЬ

П. И. Чайковский



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

5 ноября
100 лет со дня первого исполнения
ПЯТОЙ СИМФОНИИ П. И. Чайковского

 

 

1888 год. В это время П. И. Чайковский - признанный мастер, широко известный композитор. Его музыка с успехом исполняется в России и за рубежом. С 1887 года начинается дирижерская деятельность Петра Ильича, он выступает с авторскими концертами в Петербурге, Москве, Лейпциге, Гамбурге, Берлине, Праге, Париже, Лондоне.

Мысль о новой, Пятой симфонии зародилась у Чайковского в марте 1888 года. А в августе того же года композитор писал к Ю. П. Шпажинской - жене либреттиста оперы "Чародейка": ".Главное уже сделано: симфония моя готова, и мне кажется, что я не сплоховал, что она хорошо вышла". Позади напряженный труд, мучительные сомнения, суровый самоанализ, нередко заслоняющий объективную оценку собственного сочинения, -свидетельство удивительной требовательности автора. Творческая неудовлетворенность не будет покидать композитора и позднее, хотя, конечно, приятно осознавать, что знакомство с новым опусом вызывает у музыкантов исключительно теплое отношение. "Симфонию мою все одобряют, - пишет он младшему брату Анатолию Ильичу 5 сентября 1888 года, - а иные даже восторженно, говоря, что это лучшая моя вещь. Особенно меня радует, что С.И. Танеев в полном энтузиазме".

Пятая симфония - одно из значительнейших оркестровых произведений Чайковского. Являясь своеобразным лирическим интермеццо между Четвертой и Шестой, она отразила лучшие стороны гениального дарования композитора -мелодическую насыщенность и проникновенный лиризм, поэтическую одухотворенность и романтическую восторженность, драматический пафос и трагедийный порыв; в ней гармонически сочетаются масштабность циклической композиции и удивительная цельность всей формы, ее логическая выстроенность. Образно-эмоциональное содержание симфонии раскрывается в последовательном движении от бурно-динамичной, импульсивной первой части через великолепное лирико-романтическое Andante cantabile и грациозный, нежно-мечтательный вальс к торжественному, величественному финальному апофеозу, знаменующему победу светлого идеала над силами мрака.
Тема рока утверждается во вступительной Интродукции, властно вторгается в поэтическую атмосферу Andante, накладывает свой зловещий отпечаток на танцевальную стихию Вальса. Что же касается финала, то нам заключительная часть цикла представляется могучим гимном созиданию, где образ рока вытесняется вихрем жизненных сил, и в этой оптимистической направленности концепции Пятой симфонии явственно просматриваются сюжетные коллизии "Щелкунчика" и "Иоланты": здесь в рамках музыкально-сценических произведений более наглядно и зримо утверждается торжество позитивного этического идеала.

Пятая симфония Чайковского впервые прозвучала в одном из симфонических вечеров Петербургского филармонического общества, где прошел авторский концерт Петра Ильича. Через неделю во втором отделении Третьего симфонического собрания Русского музыкального общества в Петербурге под управлением композитора симфония была исполнена вновь. После пражской премьеры 10 декабря с симфонией познакомились московские слушатели. 15 марта 1889 года состоялся концерт Чайковского-дирижера в Гамбурге. "Пятая симфония была исполнена великолепно и я вновь начал ее любить, а то у меня составилось было о ней преувеличенно скверное мнение", - сообщал Петр Ильич племяннику В. Л. Давыдову. Чайковский посвятил свою симфонию И. Ф. Т. Аве-Лаллеману — одному из основателей и руководителей филармонического общества в Гамбурге. Позже, в 1891 году, Петр Ильич узнал об успехе сочинения в Нью-Йорке.

На рубеже XIX — XX веков Пятую симфонию включали в свой репертуар многие выдающиеся дирижеры. Среди них - Артур Никиш, Э. Ф. Направник, А. Б. Хессин, В. И. Сук. В наши дни Пятая симфония известна в интерпретации Е. А. Мравинского, К. К. Иванова, Е. Ф. Светланова, ряда зарубежных дирижеров. Это - подлинная жемчужина русской симфонической музыки.
Н. Римская