Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ОКТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

25 октября
150 лет со дня рождения
Жоржа БИЗЕ (1838 - 1875)

 

 

Значение великого художника и его творений чаще всего определяется временем, подчас значительным. Так было с творчеством Баха, Бетховена, Монте-верди, Перселла. В значительной мере так же обстояло дело и с Бизе, музыку которого сначала отвергли как "безнравственную", а затем сочли старомодной. Лишь постепенно, но неуклонно искусство французского мастера завоевывало сердца людей во всех странах и на всех континентах.

Жорж Бизе оставил немало прекрасных произведений. При жизни он считался блестящим пианистом (удостоился высокой похвалы Ф. Листа) и написал множество транскрипций, переложений, а также пьес для фортепиано в две руки и для двух исполнителей. Он автор увертюр и трех симфоний (сегодня исполняются Первая, юношеская, и "Рим"), многих кантат, одной оратории ("Женевьева Парижская"), немалого числа хоровых произведений, а также многочисленных романсов и песен. Он написал изумительную музыку к драме А. Доде "Арлезианка" - музыку, в которой чисто композиторскими средствами раскрывается вся глубина драмы, ее нежные тона, очаровательный местный колорит и темперамент народных празднеств, вся тонкость и деликатность чувств, переживаемых героями пьесы. Сюита, составленная автором из музыкальных номеров "Арлезианки", уже на протяжении столетия является одной из самых популярных оркестровых пьес.
Но главная область творчества Бизе - музыкальный театр. "Мне нужен театр, - говорил композитор, - без него я ничего не могу". Бизе создал около десяти комических опер (и среди них широко известные "Джамиле" и "Дон Прокопио"), три оперетты. Но, разумеется, наиболее знамениты "Искатели жемчуга", "Пертская красавица" и, наконец, "Кармен".

Написанная на сюжет одноименной новеллы Проспера Мериме, "Кармен" Бизе наносит на темную графику прозаической фабулы буйные краски жизни, придавая сюжету новые и крайне острые контрасты ситуаций и характеров, напряженные эмоциональные состояния, поляризованные и детализированные нюансы переживаний, рисуя яркие картины природы и народного быта. "Кармен" была и осталась самой жизнью на сцене, точнее - в театре. Ибо сила переживаемых героями страстей такова, что воздействует не только на их судьбы, но и на резонирующее эмоциональное состояние слушателей-зрителей. И все это оттого, что Бизе "искал прежде всего отражения жизни и страстей" (К. Сен-Санс). И действительно, в этом произведении "интенсивно пульсирует жизнь; в нем гармонично выражены пылкие и неукротимые страсти, четко и с размахом очерчены характеры, чувства распускаются мелодическими цветами ослепительной красоты, внешняя красочность и внутренние волнения изображены с равным совершенством" (Ж. Тьерсо).
Чисто внешние обстоятельства жизни и творчества Бизе достаточно скромны и во многом типичны для большинства крупных французских композиторов ХГХ столетия. Родился в семье учителя пения А. Бизе в Париже. С одиннадцати лет посещает класс фортепиано А. Ф. Мармонтеля в Парижской консерватории. В 1849 - класс контрапункта П. Циммермана и Ш. Гуно. 1852 - класс органа Ф. Бену а. 1853 - класс сочинения Ж. Ф. Э. Галеви. С окончанием консерватории в 1857 году завоевал первое место в конкурсе на Римскую премию: то была давняя консерваторская традиция поощрения лучших выпускников длительными оплаченными "каникулами" в Италии. После трехлетнего знакомства с культурой Италии Бизе возвращается в Париж. И с 1860 года - начало активной творческой деятельности, борьба за право быть исполненным на оперных сценах родного города, необходимость пользоваться случайным заработком. Вступление в ряды национальной гвардии в трудном для Франции 1870 году. Верность демократическим идеалам Парижской коммуны. Внезапная кончина на тридцать седьмом году жизни.

"Жорж Бизе был не только музыкантом: он был прежде всего человеком" (К. Сен-Санс). Каждый, кто хоть раз слышал "Кармен" или сюиты "Арлезианка", может оценить глубину этого лаконичного высказывания. Да, Бизе был большим человеком и в силу этого большим художником. Лишь немногие из его современников отличались такой остротой восприятия и переживания действительности. Только единицы обладали такой непосредственностью, душевной чистотой, искренностью и честностью, сочетавшихся в этом удивительном человеке с редчайшим даром -потребностью щедро расточать свои дивные качества на благо окружавших его людей. При этом он был наделен редким художественным темпераментом, который воспламенял любого непредубежденного слушателя. Недаром еще в 1880 году П. И. Чайковский безошибочно угадал в "Кармен" оперу, "которая лет через десять будет самой популярной в мире".
И действительно, нет ни одной более или менее крупной оперной сцены в наши дни, которая не ставила бы этот шедевр оперного искусства - будь то в первоначальной, авторской версии (с разговорными диалогами) или в широко распространенной редакции друга Бизе, композитора Э. Гиро (с оркестровыми речитативами и балетными сценами на музыку "Арлсзианки" и "Пертской красавицы"). "Кармен" многократно ставилась и ставится и в оперных театрах нашей страны.
С. Рыцарев