Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ОКТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

б октября
75 лет со дня рождения
Алексея Давидовича МАЧАВАРИАНИ

 

 

Пути развития современной грузинской музыки неразрывно связаны с деятельностью замечательного композитора, народного артиста СССР, лауреата, Государственной премии СССР и Республиканской премии имени Шота Руставели А. Д. Мачавариани.

Широта художественных интересов, отмеченная А. Хачатуряном еще в начале 60-х годов, воссоздание в музыке глубинных жизненных явлений в их контрастном сопоставлении, - пожалуй, первое, что обращает на себя внимание, едва окинешь взором творчество композитора.
Жанры оперный, балетный, симфонический (пять симфоний) и камерно-инструментальный (четыре квартета, пьесы для скрипки и виолончели, фортепианные миниатюры и сонаты), романсы и хоровые сочинения. Сюжеты трагические, эпические, даже философские и остросатирические, проникновенно-лирические. Образы Шекспира, Руставели и Маяковского в одних произведениях и героев Важи Пшавелы, И. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Р. Бернса - в других. Сплетение величественной мудрости древнегрузинских песнопений X века (над которыми Мачавариани долго работал совместно с академиком П. Ингороква), самобытности народного многоголосия с музыкальным мышлением современника - таковы лишь контуры и самая общая эмоционально-психологическая направленность творчества Мачавариани.
Родился он в Гори. Детство и отрочество пришлось на время Великой Октябрьской революции 1917 года, первой мировой и гражданской войн, установления Советской власти в Грузии. Что это значило, Алеко по малолетству знать не мог. Мир воспринимался восторженно. Мальчишеское воображение разжигали таинственность и величие горных хребтов с их белоснежными вершинами, особенно же - знаменитая горийская крепость. "Она - первый источник моего творческого вдохновения", - говорит композитор. Однако, вспоминая отрочество, Алексей Давидович вносит существенный нюанс: присматриваясь к жизни взрослых и подсознательно сопереживая, он слишком рано начал вникать в ее проблемы, противоречия. Потому юность встречал не по годам умудренным, способным мыслить самостоятельно.

Сомнений в выборе жизненного пути, профессии для него не существовало. Музыка, в первую очередь грузинская народная, вошла в его сознание, а затем и в творчество так же естественно, как и завораживающая красота родной природы. Гори свято хранил древнейшие традиции хорового пения. Дом отца -руководителя любительского хора -был гостеприимно распахнут для художественной интеллигенции. В нем почти неумолчно звучали карталинские и гурийские песни с их неповторимой полифонией.
Мачавариани окончил Тбилисскую консерваторию (1936) по классу выдающегося педагога П. Б. Рязанова -одного из создателей советской методики воспитания композиторов. Будучи аспирантом, написал первое крупное симфоническое произведение — поэму "Дуб и мошкара" и пьесу "Хоруми"
(которая до сих пор входит в репертуар многих пианистов), а спустя несколько лет - концерт для фортепиано с оркестром, заслуживший одобрительный отзыв Д. Д. Шостаковича: "Автор его - молодой и безусловно даровитый музыкант. У него намечается своя творческая индивидуальность, свой композиторский почерк."

Талант Мачавариани не замедлил проявиться в полную силу. С каждым новым сочинением совершеннее становилось его мастерство, музыкальное мышление, постижение национальных и современных выразительных средств, все ярче и определеннее заявляли о себе своеобразие творческой личности и пристрастия. Привыкнув еще в отчем доме к общению с литераторами, поэтами, режиссерами, композитор тянулся к жанрам, связанным со словом, прежде всего к театральности. Учащимся консерватории он начал писать музыку к драматическим спектаклям (в дальнейшем их будет около пятидесяти). Откликом на события Великой Отечественной войны были песни на слова грузинских поэтов, опера "Мать и сын"
(на собственное либретто по одноименной поэме И. Чавчавадзе), баллада-поэма для сказителей, солистов и хора "Арсен", Первая симфония, поэма для симфонического оркестра с хором "На смерть героя".
В зрелый период творчества Мачавариани дерзновенно воплощает трагедию "Отелло" Шекспира и эпос "Витязь в тигровой шкуре" Руставели в балете, "Гамлета" и острую сатиру "Клоп" Маяковского в опере. Поставленный В. Чабукиани "Отелло" (с ним же в главной роли) вызвал подлинную сенсацию в Советском Союзе и за рубежом. Относя произведение "к вершинным достижениям нашего музыкально-театрального искусства", Д. Б. Кабалевский писал: "В музыке этого балета множество красот. Она охватывает очень широкий эмоциональный диапазон, она благородна и безупречна по вкусу, ярко танцевальна, образна, великолепно звучит в оркестре". В "Отелло" Мачавариани "раскрывается во всеоружии таланта как композитор, мыслитель, гражданин", - отмечал А. Хачатурян.

Настоящим открытием в творчестве Мачавариани, находящегося в апогее мастерства, средоточием нового в балетном жанре и музыкальном языке стал "Витязь в тигровой шкуре". "Работая над ним, я испытывал особое волнение", - рассказывает Алексей Давидович. - Поэма великого Руставели' -дорогой клад в духовной сокровищнице грузинского народа, "наш зов и знамя", если говорить словами поэта". Композитор стремился выразить общечеловеческий смысл поэмы, ее нравственные идеи самыми современными средствами. Он применяет серийную технику, политональные сочетания и гармонические комплексы, сложные ладовые структуры, совмещая полифонические приемы развития с многоголосной природой грузинской народной музыки, ритмическими вариациями, ритмодинамическими нагнетаниями и темброво-колористическими эффектами.

Многие сочинения Мачавариани завоевали признание исполнителей и слушателей в нашей стране и за рубежом. Кроме "Отелло" и "Витязя в тигровой шкуре" это концерт для скрипки с оркестром, оратория "День моей Родины", "Долури" (для хора), скрипичные пьесы, Вторая и Четвертая ("Юношеская") симфонии.
Однако творчество, - хотя и основное, но не единственное поле деятельности композитора. Алексей Давидович - профессор Тбилисской консерватории (класс композиции), ряд лет был председателем правления Союза композиторов Грузии, секретарем Союза композиторов СССР.
Как композитора и музыкально-общественного деятеля Мачавариани особенно волнуют проблемы развития музыки. Интересны в этом отношении его статьи "Раздумья о современности", "Мысли о современной опере" и другие.
Т. Голланд