Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

ОКТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

9 октября
125 лет со дня рождения
Александра Ильича ЗИЛОТИ (1863 - 1945)

 

 

В русской музыкальной культуре конца XIX - начала XX века Александру Ильичу Зилоти принадлежит особое место. Его многогранная творческая деятельность — блистательного концертирующего пианиста, одаренного дирижера, вдумчивого музыкального редактора - образец высокого служения искусству. Талантливый организатор, неутомимый пропагандист отечественной и зарубежной классики, современной музыки, он долгие годы стоял во главе популярнейших в России "Концертов А. Зилоти".
На раннее развитие музыкальных интересов Зилоти решающее влияние оказала сама атмосфера родительского дома, в котором всегда звучала музыка: дед А. И. Зилоти и С. В. Рахманинова - Аркадий Александрович Рахманинов - был превосходным пианистом, музыкально образованными людьми были и родители Александра Ильича. В 1871 году Зилоти становится воспитанником Московской консерватории. Формирование юного музыканта проходит под руководством таких замечательных педагогов, как Н. С. Зверев и Н.Г. Рубинштейн. В стенах консерватории состоялось знакомство Зилоти и с П.И. Чайковским, у которого он занимался по курсу теории музыки. Позже это знакомство перешло в теплую, искреннюю дружбу.

К началу 80-х годов талант Зилоти значительно окреп. Выдвинувшись в число лучших учеников Рубинштейна, он с успехом дебютирует в одном из консерваторских концертов (1880). Но неожиданная смерть в 1881 году любимого учителя внесла свои коррективы в жизненные планы пианиста. Он уезжает в Веймар и становится учеником Ференца Листа.
Три года, проведенные в Веймаре (1883 - 1886) рядом с великим музыкантом, стали переломными в судьбе Зилоти. Испытав колоссальное воздействие листовского пианизма, постигнув глубину его творческого гения, величие и обаяние личности Листа, Зилоти на всю жизнь сделался почитателем и пропагандистом его творчества.

В 90-е годы к Зилоти приходит европейская известность. Поселившись в Париже (1891), он часто гастролирует с концертами в Англии, Германии, у себя на родине. В этот период Зилоти налаживает деловые и дружеские связи с выдающимися музыкантами, внимательно следит за музыкальными событиями в России, редактирует и готовит к изданию большинство поздних сочинений Чайковского, пропагандирует произведения русских композиторов. "Агентом русской музыки" назвал его Чайковский за неутомимую страсть к просветительству. Зарубежная пресса отмечает законченное мастерство пианиста: "Надо быть столь известным и надо так играть, как Зилоти, чтобы решиться выступить с произведением неизвестного композитора (речь идет о франкфуртской премьере в 1893 году Первого фортепианного концерта Рахманинова. - Л. Л.) перед чужой публикой."

Пианист Зилоти
А. И. Зилоти

Наряду с этим Зилоти пробует свои силы и в качестве дирижера. В его симфоническом репертуаре - "Мазепа" Листа, "Ромео и Джульетта" Чайковского и др. И хотя дирижерский талант Зилоти был несравненно более скромным, чем пианистический, приглашение его на пост главного дирижера Московского филармонического общества в сезоне 1901/02 года свидетельствовало о признании достоинств Зилоти-дири-жера.
Вернувшись на родину, Зилоти разворачивает активную концертную деятельность. В 1903 году в Петербурге он организует свои знаменитые концерты, ставшие на долгие годы целью и смыслом его жизни. "Концерты А. Зилоти" заняли одно из ведущих мест в музыкальной жизни Москвы и Петербурга в начале XX века. Наиболее полно и широко отражая этапы развития отечественной и зарубежной музыкальной истории, они славились не только интересными и обширными программами, не только блестящими исполнительскими силами, но и превосходной организацией: для каждого концерта печатались программы с краткими сведениями о композиторах и исполняемых произведениях, литературные программы сочинений, поэтические тексты. Зилоти одним из первых в России стал систематически включать в свои концерты музыку И. С. Баха, посвящая целые вечера его органному, клавирному и инструментальному творчеству. Зилоти познакомил публику с произведениями Вивальди, Корелли, Рамо, Дакена, Генделя, Ф. Э. Баха. Более скромно были представлены венские классики, зато широко исполнялись сочинения Шуберта, Шопена, Шумана, Вагнера, Грига, Сибелиуса, Сен-Санса, Франка. Как тонкий и большой музыкант, чутко реагирующий на новое, Зилоти много внимания уделял популяризации современной музыки. В его концертах впервые в России прозвучали многие сочинения Дебюсси, Равеля, Роже-Дюкаса, Шоссона, Регера и Р. Штрауса.

Обширен был и русский репертуар "Концертов А. Зилоти". Здесь можно было услышать городские романсы, русские народные песни, звучала музыка Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова, Танеева, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева, Черепнина.
В "Концертах А. Зилоти" в разное время выступали крупнейшие инструменталисты - Э. Изаи, П. Казальс, Дж. Энеску, Л. Ауэр, А. Вержбилович, А. Брандуков, пианисты - И. Гофман, А. Корто, В. Ландовска, С. Рахманинов, Н. Метнер, А. Скрябин, дирижеры - А. Никиш, Ф. Вейнгартнер, Ф. Мотль, В. Менгельберг, вокалисты -Ф. Шаляпин, Л. Собинов, Г. Боссе.
В 1919 году Зилоти уехал в Финляндию, затем переехал в Германию, а в 1922 году - в Нью-Йорк. И там он продолжал свои концертные выступления, пропагандируя русскую фортепианную музыку. Пользуясь большим авторитетом среди американских музыкантов, Зилоти долгое время возглавлял фортепианный класс в Джульярдской музыкальной школе. В памяти современников он остался талантливым музыкантом и удивительным человеком.
Л. Ландман