Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

СЕНТЯБРЬ



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

21 сентября
80 лет со дня рождения
Марина ГОЛЕМИНОВА

 

 

Известный композитор, старейшина и корифей современной болгарской музыки, авторитетный наставник молодежи, человек нестареющей светлой души и неиссякающей энергии - таков Марин Големинов. Таким его любят на родине и знают во многих странах, в том числе и у нас, в Советском Союзе.
М. Големинов родился в небольшом городке Кюстендиле и провел детство в обстановке патриархального быта, в соприкосновении с природой и неповторимым болгарским фольклором.
В 1930 году Големинов успешно окончил Музыкальную академию (ныне Болгарская государственная консерватория). Его учителем был классик национальной музыки Добри Христов, которому позднее благодарный ученик отдал дань уважения, создав "Симфонические вариации на тему Добри Христова" (1942). Големинов проходит курс усовершенствования в Париже (1931 - 1934) у П. Дюка и В. Д'Энди ив Мюнхене (1938 - 1939).

В 30-е годы на родине Големинов работает как скрипач, педагог, дирижер; с 1936 года руководит созданным при его участии Камерным оркестром радио; для этого коллектива пишет сюиты на народные темы.
Первое же крупное произведение Големинова становится важнейшим вкладом в болгарскую музыкальную культуру - "танцевальная драма" "Нестинарка" (1940), поставленная Софийским театром в 1942 году. Этот первый классический национальный балет получил множество разнообразных интерпретаций, обошел все сцены страны, неоднократно ставился за рубежом.
Музыкальный театр навсегда стал сферой притяжения сил и интересов Марина Големинов а. Это особенно проявилось в его интенсивной творческой деятельности после социалистической революции 9 сентября 1944 года в Болгарии. Он создает второй балет, "Дочь Калояна" на историко-легендарный сюжет (1973), и три оперы, существенно обогатившие национальный репертуар.
Завоевала известность и первая опера Марина Големинова — "Ивайло", поставленная Софийским театром (1958), а затем прошедшая по всем театрам Болгарии и в других странах, в том числе и в СССР (ее поставил в 1978 году Куйбышевский театр оперы и балета).
Эта музыкальная драма посвящена национальному герою - крестьянину Ивайло, возглавившему восстание против феодалов и иноземных завоевателей.

Во второй, лирико-драматической опере "Зограф Захарий", посвященной судьбе известного болгарского живописца (1971), композитор размышляет о судьбе художника и его ответственности перед народом; а в третьей -"Фракийские идолы" (1980) - воз-. вращается к своей излюбленной теме -народной легенде.
В сферу инструментальной и вокально-оркестровой музыки Марин Големинов также внес ценный вклад. Его четыре симфонии, оратория "Титан", концерты, в том числе известный концерт для струнного квартета и струнного оркестра, отмечены значительностью эпических и драматических образов. Притом здесь композитор нередко обращается к острым, волнующим проблемам современности. Таковы два монументальных сочинения начала 70-х годов - программная Третья симфония "Миру - мир" и оратория "Титан", посвященная выдающемуся болгарскому революционеру Георгию Димитрову.
Увлекает Марина Големинова и работа в камерных жанрах. Восемь его квартетов вошли в золотой фонд национальной музыки. Здесь стиль композитора впечатляет сдержанностью и внутренней экспрессией, мастерской разработкой полифонической ткани. Чаще других исполняется его Третий ("Староболгарский") , Четвертый ("Микроквартет") и Пятый квартеты.

В камерной музыке Марин Големинов высказывает склонность к живописной красочности или акварельности звуковых образов; он раскрывает романтический, а подчас и близкий к импрессионистскому мир лирических зарисовок, пейзажей, жанровых картинок в таких сочинениях, как популярные Пять эскизов для струнного оркестра, Симфонические импрессии по картинам В. Димитрова-Майсторы (известный болгарский живописец) для сопрано и оркестра, Три акварели, замечательная Четвертая симфония для камерного оркестра "Шопофония" - в ней композитор опирается на острохарактерный фольклор шопского края.

Марин Големинов - один из ведущих музыкальных педагогов Болгарии. Начав преподавательскую деятельность в консерватории в 1939 году, он с 1947 года — ее профессор, воспитавший многих известных ныне болгарских композиторов. Его ученики Димитр Христов, Димитр Тынков, Георги Минчев, Пламен Джуров и другие хранят верность традициям мастеров.
Горячий общественный темперамент не дает Големинов у замкнуться в сфере творческих исканий. Еще в 30-х годах вместе со старшими коллегами П. Владигеровым, Л. Пипковым, П. Стайновым, В. Стояновым он организует первое творческое содружество болгарских композиторов - Общество современной музыки; со времени создания Союза болгарских композиторов (1949) Големинов - среди руководящих и направляющих его деятельность музыкантов. Композитора можно видеть на конгрессах и совещаниях. Он постоянный председатель Оргкомитета Всебол-гарского фестиваля оперного и балетного искусства, проходящего ежегодно в Старой Заторе, выступает также как дирижер. Находит Големинов время и для музыкально-литературной деятельности, являясь автором ряда трудов, от учебников до критических статей.
Социалистическая Болгария по достоинству оценила выдающиеся заслуги музыканта, увенчав его высшими наградами — орденами, званиями Героя Социалистического Труда НРБ, лауреата Димитровской премии и народного артиста НРБ. Знак международного авторитета Големинова - присуждение ему премии имени Г. Гердера Венского университета, премии, которой отмечается вклад в европейское искусство и в укрепление культурных связей между народами Европы.
Р. Лейтес