Ежегодник пямятных музыкальных дат и событий 1988г.

СЕНТЯБРЬ

И. Лученок



О музыке, композиторах, музыкантах, исполнителях - знеменательные, памятные, юбилейные даты

 

 

6 сентября
60 лет со дня рождения
Евгения Федоровича СВЕТЛАНОВА

 

 

Более двадцати лет возглавляет Государственный симфонический оркестр Союза ССР Евгений Федорович Светланов, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, один из крупнейших музыкальных деятелей нашего времени, сразу завоевавший бесспорный авторитет и получивший всемирное признание еще в 1960-е годы. О нем написаны сотни рецензий, развернутые статьи в газетах и журналах, брошюрах и буклетах. Однако не все, кто писал о Светланове, в должной мере ощутили, что его дирижерское мастерство представляет собой как бы вершину айсберга, основание которого - разнообразная музыкальная одаренность, высокая общая художественная культура и редкое даже у музыкантов качество - способность творить оригинально, получая радость и находя удовлетворение в самом творчестве.

Именно композиторское творчество (Е. Светланов закончил Московскую консерваторию по дирижированию у А. В, Гаука, по сочинению у Ю.А. Шапорина) стало мощным фундаментом его дирижерской деятельности музыканта, дающим не только возможность с высочайшим профессионализмом воплощать партитуры других композиторов (что само по себе уже является достижением!), но и умение воссоздать идею, освещающую каждый звук исполняемого сочинения, проследить диалектику композиторской мысли и через звучание оркестра сделать ее близкой и доступной слушателю. В этом-то, помноженном на необыкновенный талант, качестве композиторского постижения исполняемого произведения, вероятно, и заключается феномен Светланова-дирижера. Становятся понятными корни его уникального исполнительства, в том числе и фортепианного, которые уходят также в область композиторского творчества. Оно дает ему как художнику-творцу возможность видеть и слышать мир по-своему. Оно дает ему художественную убежденность, и именно там, в композиторском творчестве, нужно искать истоки многих неповторимых интерпретаций, удивительных художественных решений, оригинальных исполнительских концепций.

Дирижерский дебют Светланова состоялся в марте 1953 года, в Большом зале Московской консерватории, когда он продирижировал свою симфоническую поэму "Даугава". Еще до окончания Московской консерватории произошла первая встреча Светланова - и как композитора, и как дирижера - с Государственным симфоническим оркестром СССР: в 1954 году он исполнил с коллективом свою "Сибирскую фантазию". В ту пору, когда Светланов был ассистентом Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, его учитель Гаук посоветовал молодому дирижеру принять участие в конкурсе Большого театра. Так, начиная с сезона 1954/55 года, Светланов стал дирижером Большого театра Союза ССР. Опыт десятилетней работы в знаменитом театре помог дирижеру создать в Госоркестре свой собственный стиль, который характеризуют как оркестровый вокал, когда каждый инструмент поет.

Дирижер Светланов
Е. Ф. Светланов

Возглавив в 1965 году Государственный симфонический оркестр Союза ССР, Е. Светланов сразу же определил стратегические задачи коллектива на ближайшие годы и перспективу. Продолжая традиции, сложившиеся в оркестре за три десятилетия, он осуществлял преимущественное исполнение новых сочинений советских авторов и произведений русской музыкальной классики. Евгений Федорович неоднократно отмечал непреходящую ценность великого художественного наследия и в области симфонического творчества, и в области музыкального театра. Не случайно большой интерес вызвала его статья "Вечно живая классика", опубликованная в газете "Советская культура" в 1981 году. Понимая необходимость систематизации огромного художественного наследия, Светланов вместе с Госоркестром создал фундаментальные циклы, составленные из многих разнообразных программ, включающих лучшие произведения золотого фонда русской музыкальной классики. Так началась работа над "Антологией русской музыки в грамзаписи", над которой оркестр под управлением своего главного дирижера совместно с фирмой "Мелодия" трудился более двадцати лет! Записана вся симфоническая музыка Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Лядова, Рахманинова, Глазунова, Скрябина, Ляпунова, Аренского. Среди этих дисков есть и получившие мировое признание своими высокими художественными качествами. Альбом стереофонических пластинок, выпущенных Всесоюзной фирмой "Мелодия" совместно с французской фирмой "Пате Маркони", удостоен еще в 1969 году "Гран при" -премии, которая ежегодно присуждается французской академией грамзаписи. А записи всех симфоний П. И. Чайковского получили еще одну награду -приз Эдисона в Голландии.
Записи этой уникальной "Антологии", не имеющей в мировой истории аналогов, создали звучащую панораму творчества композиторов русской школы, отразившую славный и многотрудный путь отечественной музыки.

К грандиозному циклу "Антологии" в грамзаписи примыкает монументальный концертный цикл "Сокровища западноевропейской музыки". В десятках его программ прозвучала музыка всех эпох и стилей: Бах и Гендель, Вагнер и Берлиоз, Россини и Сен-Сан с, Рихард Штраус и Брукнер, Малер и Хиндемит, Дебюсси и Равель, Григ и Сибелиус, Дворжак и Сметана и т.д.

Глубокий интерес к мировой музыкальной классике совмещается у Светланова с острым ощущением ее бытия в современной жизни, возрастания значимости в наши дни. Не случайно его называют очень современным дирижером, ".трактовки Светланова относятся к тем, которые помнятся долго и создают новую исполнительскую традицию",-справедливо утверждает Ираклий Андроников. И это умение сделать произведение прошлых веков современным - качество, связанное с удивительной способностью дирижера слышать "вечное" в звуках и ритмах современного мира. Именно об этом, передавая свои ощущения, пишет Андроников: ".Словно с гениального полотна сняли слой старого лака, и краски засверкали, как в старину. Ощущение праздника, настоящего праздника. Ощущение яркости, ясности, мощи и новизны".
Лучшие черты русской и советской дирижерской и композиторской школ вобрало в себя творчество Евгения Светланова - художника, считающего целью своей жизни служение своему народу. Полно и ярко его дарование проявилось в сотрудничестве с Государственным академическим симфоническим оркетсром Союза ССР, с которым он, пропагандируя отечественную классику и современную советскую музыку, посетил десятки городов нашей Родины, стран Европы, Азии, Америки и далекую Австралию.
Признанием огромного вклада Е. Ф. Светланова в развитие музыкальной культуры нашей страны стало высокое звание Героя Социалистического Труда, присвоенное ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1986 года.

Человек беспредельных творческих возможностей, выдающийся музыкант нашего времени, он постоянно связан с решением все новых и новых художественных задач. "Главное - не останавливаться в поисках, постоянно идти только вперед! - говорит Е. Светланов. — Совершенствованию нет предела. Чем больше работаешь, тем лучше видишь, сколько еще надо сделать. Постоянно возрастающее чувство ответственности за свой труд - это верный стимул, который помогает решать новые и все более сложные задачи".
Л. Сидельников