А. Курцман - Марк Фрадкин

М.Фрадкин



Жизнь, творчество, биография композитора Марка Фрадкина

 

 

Исполнители

 

 

Известно, что недостаточно порой написать хорошую песню, нужно суметь донести ее до слушателя. И тут огромная роль принадлежит нашим певцам. Ведь как важно раскрыть глубину, поэтичность исполняемого произведения, спеть его с такой любовью, чтобы она передалась слушателям, захватила их! Вспомним, что песня «Течет Волга» обязана своей многолетней популярностью Л. Зыкиной, «За того парня» — Л. Лещенко, «Случайный вальс» часто пели К. Шульженко и Л. Утесов.

Поэтому Марк Григорьевич уделяет много времени работе с певцами.
— Я спокоен, когда мои песни исполняют признанные мастера эстрады: Л. Гурченко, И. Кобзон, Л. Лещенко, говорит он. Но мне не менее приятно найти молодого исполнителя.
Песни Фрадкина по характеру развития — непрерывного, охватывающего широкий мелодический диапазон — рассчитаны на певцов с большим голосом, чем привлекают даже исполнителей классических произведений. Не случайно на одном из первых конкурсов советской песни с сочинением композитора выступила такая певица, как Зара Долуханова. И можно смело сказать, что нет такого эстрадного певца, который не мечтал бы работать с Фрадкиным. Поэтому история творчества композитора — это и история развития нашего исполнительского искусства.
— Когда я появился в Москве во время Великой Отечественной войны,— рассказывает Марк Григорьевич,— мне нужно было найти людей, которые с охотой бы реализовали плоды моего труда. Первым таким человеком оказался Александр Васильевич Александров, руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Он отнесся ко мне просто по-отечески и однажды пригласил на репетицию ансамбля, где я услышал в его исполнении три мои песни: «Песню о Днепре», «На фронт уезжает казак молодой» и «Лесом-перелесочком». Я от счастья был в полуобморочном состоянии.

Сын Александра Васильевича, Борис Александрович Александров, руководивший дважды Краснознаменным ордена Красной Звезды академическим ансамблем песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, вспоминает:
«Было это во время войны. Зашел я однажды к отцу в кабинет, смотрю, сидит у него незнакомый человек. Представляется — Фрадкин. Имя тогда мне ничего не сказало. А подсел он к роялю, начал показывать песни, я только глаза раскрыл широко и думаю: «Откуда ж ты, такой талант, взялся?» Оказывается, с фронта приехал. Он ушел, а отец мне говорит: «Запомни его, Борис, тебе с ним много еще поработать придется»1.

И действительно, с Борисом Александровичем, с Краснознаменным ансамблем Советской Армии Фрадкина связала самая тесная дружба. На всех концертах, посвященных юбилейным датам в жизни композитора, они всегда выступали вместе. «Краснознаменный ансамбль — участник моих крупных авторских вечеров,— говорит Марк Григорьевич.— Он исполняет иногда мои песни в течение целого отделения, а иногда — четыре-пять произведений. «Лесом-перелесочком» и «Песню о Днепре» они поют до сих пор, и скоро выйдет пластинка; на которой обе эти песни записаны. В целом же в их программах более двадцати моих песен».

Исполнители песен Фрадкина
Л. Утесов, Ю. Силантьев, М. Пляцковский, М. Фрадкин и Ю. Маликов (художественный руководитель ансамбля «Самоцветы»)

В те же сороковые годы у Фрадкина зародилась дружба с Леонидом Осиповичем Утесовым, который был исполнителем многих песен композитора. С огромным удовольствием он пел «Дорогу на Берлин». Это именно ему принадлежала инициатива переработки текста песни. «Ведь она кончалась призывом «Вперед на Минск»,— рассказывает певец.— А в июле 1944 года столица Беларуссии была уже освобождена. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву, и так далее, заканчивая словами: «На Берлин»! Песня снова стала злободневной»2.

Концерт Фрадкина
В выступлении перед зрителями принимают участие, кроме композитора, И. Кобзон и Л. Ошанин
 


Внимание Утесова, одного из самых ярких пропагандистов творчества И. Дунаевского, свидетельствовало о признании таланта молодого композитора. Марк Григорьевич посвятил Утесову воспоминания, в которых писал: «Леонид Осипович — не только большой певец. Он еще и воспитатель, наставник целого поколения великолепных эстрадных музыкантов. Жизнью многих своих песен обязан Утесову и автор этих строк». Творческие идеалы певца совпадали с творческими идеалами композитора. Фрадкин вполне мог повторить вслед за Утесовым: «Хорошая песня в моем представлении — это прежде всего правдивая, искренняя песня, где все настоящее и неподдельное — музыка, слова, чувства. Героическая или лирическая, веселая или грустная, она одинаково не терпит нарочитой усложненности, трескучей риторики, слащавой фальши».
Исполнительницей песен Фрадкина была и популярнейшая актриса Клавдия Ивановна Шульженко.
— Я не пишу песен для определенных артистов,— говорит Марк Григорьевич,— но для этих певцов я писал специально, в расчете на их голос. С Клавдией Ивановной мы очень дружили, и она пела много моих песен. 9 мая 1945 года в ее исполнении прозвучала моя песня «В День Победы». Мы написали ее имеете с Долматовским заранее, уже зная, что известие о нашей победе будет объявлено со дня на день. Клавдия Ивановна оставила у меня в душе заметный след.
Композитор был также дружен с Иваном Шмелевым, солистом армейского ансамбля, лауреатом Второго Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Песня «За фабричной заставой» звучала в его интерпретации особенно проникновенно.
— Прошло столько лет после его смерти,— говорит Марк Григорьевич,— а я не могу его забыть. Он был очень красивый человек с проникновенным голосом.
В Ленинграде исполнителем песен Фрадкина стал Леонид Кострица, также лауреат Второго Всесоюзного конкурса солистов эстрады. Он оказался одним из лучших исполнителей «Ласковой песни».
Много произведений Фрадкина было в репертуаре Зои Рождественской, она отлично пела «К нам в Саратов», «Березку», пели песни Фрадкина Гелена Великанова, И. Бунчиков и В. Нечаев — вместе и порознь.

С удовольствием исполнял произведения Фрадкина и известнейший ленинградский бас Ефрем Борисович Флакс, пропагандировавший по радио песни В. Соловьева-Седого, М. Блантера, Б. Мокроусова.
Большую роль в становлении творчества композитора сыграли, как считает он сам, дирижеры эстрадно-симфонических оркестров В. Н. Кнушевицкий, а позже — А. Бадхен и Ю. Силантьев.
— Они прекрасно исполняли со своими оркестрами почти все, что я сочинил,— говорит Марк Григорьевич.
В 50-е годы тесная дружба связала композитора с артистами-певцами В. Трошиным и М. Бернесом, принесшими на эстраду новую манеру исполнения — более камерную, интимную. Трошин — незабываемый исполнитель песни «За фабричной заставой», а также песни «Течет Волга». «Философское содержание песни Трошин передает с помощью бытовых, конкретно осязаемых образов,— пишет один из исследователей его творчества.— Если уж «конца и краю нет», так действительно река кажется бескрайней (не метафора, не символ, а именно река со всей своей широтой и полноводностью), если уж «Моя Волга», так в самом деле актер играет героя-волжанина, человека сильного, широкого, открытого, искреннего»3. Трошин исполнял также песни «Березы», «Мы жили по соседству», «На двенадцатом этаже».
Марк Бернес, обладавший, как известно, огромной творческой активностью и явившийся инициатором создания многих песен, в том числе популярнейшей песни Э. Колмановского «Хотят ли русские войны?», побудил также Фрадкина и Долматовского написать песню. Это оказалась «Эскадрилья Нормандия», которая явилась одной из лучших в творчестве композитора. Он был награжден за нее почетным знаком этой эскадрильи. Бернес очень интересно интерпретировал и песню «Течет Волга», как и одна из ее исполнительниц — Майя Кристаллинская.

Решающее влияние оказал Марк Григорьевич на формирование творческого таланта певца следующего поколения — И. Кобзона.
— Однажды,— рассказывает композитор,— я услышал дуэт молодых певцов Кобзона и Кохно, которые выступили впервые с исполнением песен А. Островского. Этот дуэт мне очень понравился, и я попробовал сделать с ним несколько своих песен. Получилось неплохо, но когда мы сблизились и стали больше работать вместе, я понял, что молодые певцы смогут ярче проявить себя в сольных выступлениях. И я не ошибся. Теперь один из них — Иосиф Кобзон — народный артист СССР, он стал настоящим певцом — гражданином, певцом, которому подвластны самые разные вокальные жанры. Он знает огромное количество моих произведений, может спокойно спеть из них целый концерт в двух отделениях, и это будет интересно и ярко. Его интерпретации моих песен позволяют мне считать его своим соавтором.
«Сколько себя помню,— говорит в свою очередь певец,— столько знаю музыку Марка Григорьевича. Его мелодии звучали во мне и тогда, когда я еще не был с ним знаком. Когда же волею судьбы я начал сотрудничать с композитором, его песни стали мне еще ближе, я острее ощутил их теплоту. Потому что музыка Марка Фрадкина — это его душа. И в то же время — душа народа. Его мелодии волнуют и запоминаются на всю жизнь. По звучанию их не спутать ни с какими другими.
К музыке Марка Григорьевича я всегда обращаюсь как к роднику с чистой прохладной водой. Счастливый я человек! Почти все песни Марка Фрадкина, за исключением «женских», я исполнял и продолжаю исполнять на эстраде.
Хочу надеяться, что Марк Григорьевич, один из немногих классиков советской музыки, подарит нам еще много радости своим творчеством».
Огромную благодарность испытывает Фрадкин к Людмиле Зыкиной, которая спела его песню «Течет Волга» во многих странах, Льву Лещенко, получившему главную награду Сопотского фестиваля — янтарного соловья за исполнение песни «За того парня». Восхищаясь любимым композитором, Лещенко говорит, что у него нет проходных песен. «Мне этот большой художник подарил всего две песни,— сказал он.— «За того парня» и «Где мой дом родной?». Но это замечательные, неповторимые произведения.
Высоко ценит Фрадкин замечательную ленинградскую певицу Эдиту Пьеху.
— С этой певицей мы создали очень много песен,— говорит Марк Григорьевич.— Специально для нее я написал песню о Ленинграде («Белая ночь»). Она спела ее первой и имела громадный успех. Но особенно я ей обязан популярностью моих песен о любви.
И могло ли быть иначе?! Ведь творческие кредо обоих музыкантов так близки! Вспомним высказывание композитора о том, как он понимает слово «любовь», и сопоставим его с высказыванием певицы. «Любовь,— говорит она,— сейчас главная тема моего творчества. Но любовь — это не только любимый или любимая. Ведь любовь многолика: это и любовь к матери, к детям, к родной земле, к прекрасному городу, в котором мы живем»4.
На авторской пластинке Фрадкина «Придет и к вам любовь» Э. Пьеха исполняет «Придумай такое мне имя» и песню, по которой пластинка получила свое название. И когда слушаешь ее пение, вспоминаются слова одного из критиков, писавшего, что она заставляет верить в любовь, как в самое высокое и святое чувство на земле.

Творческая дружба связывает Фрадкина и с замечательным певцом Эдуардом Хилем.
— Если у меня какой-нибудь большой авторский концерт,— рассказывает Марк Григорьевич,— он всегда с охотой приезжает из Ленинграда и принимает в нем участие.
Да, не случайно, говоря о преданных композитору исполнителях его произведений критик Л. Генина замечает: «По первому зову, с непоказной преданностью всегда летели они (именно летели) на любой концерт, и не только в Колонный зал, где стоит Светлане Моргуновой объявить: «Марк Фрадкин».— и устанавливается атмосфера человеческого праздника; летели в тайгу и в степь, в маленькие города и гигантские поселки. И не было случая, чтобы песня Фрадкина «не прошла»5.
Марк Григорьевич до сих пор ищет и находит молодых исполнителей, с которыми увлеченно работает. Композитор с сожалением говорит о том, что наши концертные организации не заботятся о творческом росте молодых певцов. Поэтому он стремится бережно развивать их талант, открывая перед ними большой мир песенного искусства. Среди молодых певцов его любовью пользуются лауреаты Российского конкурса в Сочи на лучшее исполнение советской песни Галина Улетова и Мираб Мигрели.
А на одном из концертов в Ленинграде Фрадкин услышал дуэт сестер-близнецов Наташи и Люды. Из их девичьей фамилии Сергеевы и звучания первых слогов имен было образовано название родившегося вокально-инструментального ансамбля «Люсена».
Марк Григорьевич считает, что девушки очень музыкальны. Они сами делают для себя оранжировки песен, играют на скрипке, на гитаре, сами себе аккомпанируют.
— И хотя многим их исполнение музыки и стиль кажутся непривычными, я очень люблю их и приглашаю на свои концерты, особенно в гастрольные поездки,— говорит композитор. Они исполняют «Рощу», песни из кинофильма «Ветер странствий» — «Гуси» и «Листочек» — ив очень оригинальной обработке — «На тот большак, на перекресток».

Много времени уделяет композитор и молодым самодеятельным артистам. Так, совсем недавно Марка Григорьевича пригласили в один из центров международной торговли, где no работники создали своеобразный ансамбль. Оказалось, что сю участники ничем не уступают профессиональным музыкантам. И когда композитор увидел, что один из артистов ансамбля, Е. Караваев, вышел в шубе и спел «Увезу тебя я в гундру», а певица В. Стаханова в ответ заявила «Нет, мой милый, никуда я не уеду», он очень смеялся и тут же подружился с участниками самодеятельной группы. Между ними возник тесный творческий контакт.
В начале 70-х годов яркими пропагандистами советской песни стали вокально-инструментальные ансамбли. Масштабность произведений советских композиторов-песенников, органичное слияние песни с инструментальной музыкой привлекли к ней молодых артистов.

Ансамбль Пламя и композитор Фрадкин
На встрече с ансамблем «Пламя» в ЦДРИ

— Я был одним из тех, кто в свое время пробивал на радио и телевидении показ вокально-инструментальных ансамблей,— признается композитор.— Против них, как против всего нового, восставали, как всегда восстают те, от кого зависит будущее новых направлений в искусстве. Однако после появления на эстраде ансамбля «Битлз» уже нельзя было пройти мимо этой очень демократической формы исполнительства, Ведь она распространилась не только в нашей стране, но и во всем мире. К сожалению, среди наших вокально-инструментальных ансамблей есть просто рабские копировщики западных коллективов, но, безусловно, есть и самобытные вокально-инструментальные ансамбли.
В борьбе за ВИА Фрадкина вдохновляла его юношеская душа. «Я смотрю на жизнь глазами юности,— признается композитор,— и мне помогает общение с молодежью».
Одним из первых коллективов, с которыми начал работать
композитор,— ансамбль «Самоцветы». Фрадкин написал для
этих исполнителей песню «Увезу тебя я в тундру» — ведь в ней слово «самоцветы» поэтически обыгрывается: «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем»,— обещает герой песни своей любимой.

Через некоторое время ансамбль «Самоцветы» разделился, на два коллектива, и от него «отпочковался» ансамбль «Пламя». Фрадкину и с «Пламенем» не хотелось расставаться. Он] сделал с его участниками авторскую программу, и довольно! долго они вместе сотрудничали, ездили на гастроли по Советскому Союзу.
Когда появился дуэт Аллы Йошпа и Стахана Рахимова, композитор сделал и с ними программу из своих песен. А однажды в Ленинграде, во Дворце культуры имени Дзержинске-, го Марк Григорьевич услышал самодеятельный ансамбль; «Земляне». Он выделил их среди всех остальных и поручил исполнить песню «Красный конь», написанную для фильма «Ветер странствий», а также песню «Время тюльпанов» из' фильма «Человек меняет кожу». С помощью Фрадкина удалось организовать выступление «Землян» на Ленинградском радио, коллектив выучил программу из произведений композитора и получил известность. «Для меня самого оказалось любопытным, что мои мелодии хорошо «легли» в непривычную для них* инструментальную оболочку»,— признался Марк Григорьевич.

Ансамбль исполняет песню Фрадкина
Выступление ансамбля «Добры молодцы»

Последние годы Фрадкин сотрудничал с ансамблем «Добры молодцы». Этот коллектив привлек внимание композитора, своим вокальным звучанием, стремлением ярко дополнить авторскую мысль, высоким профессионализмом.
— В вокально-инструментальном ансамбле это очень важно,— считает композитор,— гораздо более важно, чем в ансамблях, исполняющих рок. Этим качеством «Добры молодцы» были обязаны своему руководителю, московскому композитору Анатолию Киселеву. По образованию хоровой дирижер, он и сам пишет произведения для хора и пропагандирует современную песню.
Концертная программа «Добрых молодцев», состоящая из песен Фрадкина, напоминала шоу или очень интересное композиторское ревю. С этим коллективом Фрадкин гастролировал не только во многих городах нашей страны, но и за рубежом: в Польше, Югославии. Молодые певцы поют песни Фрадкина по радио и на телевидении, в их чудесном исполнении записана на авторской пластинке Марка Григорьевича «Утренняя песня».

Это обоюдное стремление композитора и ВИА к сотрудничеству еще раз подтверждает неувядаемую молодость музыки замечательного мастера.