А. Курцман - Марк Фрадкин

М.Фрадкин



Жизнь, творчество, биография композитора Марка Фрадкина

 

 

Концерты, концерты, концерты...

 

 

Большую часть своего времени Фрадкин посвящает участию в концертах. «Не стану скрывать, что я люблю выступать перед аудиторией»,— признается Марк Григорьевич.
Особенно много концертной деятельностью композитор занимается в последние годы.
— Раньше,— говорит он,— я много работал на песню, а теперь, видимо, пришла пора, когда песня должна работать на меня. Для меня,— поясняет композитор,— реакция зрителей на новую песню, на то, что я сделал раньше,— как глоток живой воды. Все это — толчок для создания новых произведений.
Авторские концерты часто являются для композитора стимулом для дальнейшего творчества не только благодаря эмоциональному заряду, который Марк Григорьевич получает от общения со слушателями, но и потому, что многие из них обращаются к нему с просьбой создать ту или иную песню: о заводе или колхозе, где они работают, об их профессии или городе. И Фрадкин стремится эти просьбы выполнить. Так, он рассказывает, что во время поездки в город Тольятти рабочие автомобильного завода после концерта дали ему заказ сочинить для них песню. Создать текст для нее Марк Григорьевич попросил Р. Рождественского, и так как чисто плакатными декларациями ни композитор, ни поэт никогда не увлекаются, то и эта песня получилась лирической:

Выбегают «Жигуленки» словно капельки,
Словно капельки Волги-реки.

В этой песне отразилось, по мнению Марка Григорьевича, его восхищение людьми города, размахом их творчества, величием Волги.
Чтобы представить себе интенсивность концертной деятельности композитора, постараемся проследить его гастроли за 1988 год, когда пишется эта книга.
В начале года Марк Григорьевич побывал в Южном Сахалинске и на Урале, а затем поехал в Северодонецк. В середине марта состоялся его авткрский концерт в Чернобыле.
Этот концерт начался в половине девятого вечера, так как слушатели пришли после окончания смены, но прекрасный Дворец культуры, построенный под Чернобылем, оказался полон. Первая часть встречи, как это нередко случается, была отдана беседе Фрадкина с публикой. Он отвечал на вопросы, немного вспоминал о войне, старался рассказать что-нибудь иеселое, вызвать оживление в зале. Ведь так важно — после рабочего дня отвлечься, а может быть еще важнее — получить мряд положительных эмоций.
Концертная же программа по контрасту была серьезной. Вообще у меня нет развлекательных песен,— говорит композитор.— Есть легко запоминающиеся, радостные, но чисто развлекательных никогда не было». Первой в концерте артисты исполнили «Песню о Днепре», ставшую «визитной карточкой» Фрадкина, и некоторые слушатели с удивлением узнали, что любимая песня — не народного происхождения. Затем Мераб Мигрели и артисты Киевской филармонии исполнили песни композитора из разных кинофильмов, лирические, патриотические, новую песню о Москве -— «Я всегда возвращаюсь к тебе». Но особенно взволнованно слушатели принимали «Встречу, которую не забыть».
Марк Григорьевич вернулся из этой поездки с почетной медалью: «Участнику ликвидации аварии. Чернобыльская АЭС».

Советские композиторы
Встреча на Пленуме Союза композиторов.
Справа налево: Я. Френкель, М. Фрадкин, М. Таривердиев, О. Фельцман, Е. Птичкин

 

В апреле — гастроли по Прибалтике: Рига, Клайпеда. Вечерами здесь проходили сборные концерты, в которых среди песен многих советских композиторов исполнялись и произведения Фрадкина, а дневное время Марк Григорьевич посвящал авторским встречам. Они проходили то в цехах, то в научно-исследовательских институтах, то в учебных заведениях, и в зависимости от аудитории приобретали тот или иной j характер. «Все эти встречи доставляли мне много удовольствия,— рассказывает Марк Григорьевич,— потому что люди, особенно молодежь, начинают понимать, что нельзя отвергнуть все истины предыдущих лет в угоду сегодняшним эстрадным течениям, не всегда достаточно содержательным».
Дневные концерты Фрадкина были рассчитаны на час времени, потому что проходили в обеденный перерыв, но обычно никому не хотелось расставаться с композитором, и все слушатели просили продолжить встречу.

Песни Фрадкина - ноты


В сентябре-октябре — поездки по Армении, Грузии и Азербайджану. Здесь — снова волнующие встречи с молодежью. Порой, поначалу настороженная, она уже с середины концерта попадала под обаяние исполняемой музыки.
Затем Марк Григорьевич, как член правления Союза композиторов РСФСР, принял участие в пленумах Союза композиторов в Одессе и Москве. Нужно заметить, что он, как натура страстная, является постоянным участником творческих дискуссий, которые возникают на пленумах.

Ноты для фортепиано к песням Фрадкина 
Почетный пожарник

Многие годы концерты Фрадкина проходили и в Москве, и в Ленинграде, и в Киеве, и трудно вообще назвать такой город, такую республику, куда композитор бы не приезжал со своими песнями и беседами. Юг и Север нашей страны, Восток и Запад, Куйбышев и Баку, Владимир и Днепродзержинск, Рыбинск и Кишинев. Множество Домов культуры, заводов, колхозов. В некоторые города Фрадкин приезжал неоднократно, и когда его встречали здесь как долгожданного друга, то такой прием слушателей, конечно, доставлял ему особенную радость.
— Хотя иногда, как ни странно,— говорит он,— огорчает успех. Особенно успех выхода на сцену. Обычно, если я выступаю с одним из наших оркестров, то вначале исполняется какая-нибудь инструментальная пьеса или пьеса-фантазия из моих песен, а потом появляюсь я. И когда звучат песни, написанные на протяжении столь долгих лет, то я кажусь всем уж слишком маститым мэтром, каким себя совершенно не ощущаю. И все же я с удовольствием прислушиваюсь к откликам слушателей. Приятно, когда горячо, на «бис» принимают новую песню, но особенно радостно, когда продолжает нравиться старая. А ведь есть песни, которым уже более сорока лет!

Песни Фрадкина
Военная дружба


На своих авторских концертах Марк Григорьевич выступает, как он говорит, «в четырех ипостасях» — как певец, ведущий, дирижер и аккомпаниатор. И всегда является «душой» своих концертов: в проведении их сказывается полученное композитором театральное образование. Вот свидетельство одного из слушателей, опубликованное в лениградской газете «Смена»: «.автор,— пишет он,— умелый организатор концерта, остроумный ведущий, вступающий в мгновенный и уверенный контакт с залом. Он за роялем, он у микрофона, он за кулисами, но его участие в концерте ощущается постоянно. Это на самом деле авторский вечер, где его присутствие — не формальный момент, а существенное и активное начало». «С особой силой испытываешь воздействие песен Фрадкина в моменты его личного участия в живом звучании музыки,—
 
пишет корреспондент газеты «Советская Молдавия».— Слушатель как бы становится свидетелем творческого процесса: Именно так восприняли мы проникновенно спетый композитором знаменитый «Случайный вальс».

Биография и творчество композитора Фрадкина
С любимыми подшефными

Первая часть авторского концерта Фрадкина, посвященная общению композитора со слушателями, доверительному разговору между ними, строится, обычно, очень разнообразно. Так, с рабочими Автозавода имени И. А. Лихачева он как-то делился своими творческими планами, рассказывал о своей работе, Владимирцы услышали лекцию Фрадкина о роли музыки в эстетическом воспитании трудящихся, особенно молодежи. В Калинине и Ярославле Марк Григорьевич рассказывал о дружбе с поэтами, на слова которых написана его музыка, в Смоленске — о создании песни «Ходит по полю девчонка» на слова их земляка Р. Рыленкова, а после посещения им Калуги корреспондент газеты «Знамя Калуги» сказал, что личное знакомство с композитором позволило увидеть истоки жизнерадостного, искрящегося, отмеченного талантом творчества.

Есть у Фрадкина организации, с которыми он связан особенно «тесными узами», бывает в них с творческими отчетами очень часто. Это — милиция и их пожарное управление.
— Я считаю, что эти люди все время находятся как на войне,— говорит Марк Григорьевич,— самоотверженно спасая людей. Поэтому я испытываю к ним особую симпатию и уважение.
Шефские концерты композитора в пожарных управлениях проходят всегда в особенно теплой обстановке, в душевном единении со слушателями.