Песенное и теоретическое наследие А. М. Листопадова является неисчерпаемым
источником для писателей, композиторов, музыковедов, этнографов, языковедов.
Оно дает богатейший материал и дня использования его в творческой практике,
и для научных исследований. Его труды — хорошая школа для фольклористов
— собирателей памятников народно-поэтической культуры.
«Композитор найдет между мелодиями, записанными нами, — говорил А. М.
Листопадов, — такие, которые своею красотой и непосредственностью вызывают
на художественную, симфоническую разработку.»
И в самом деле, история советской музыки знает немало примеров благотворного
влияния листопадовских записей на творчество композиторов. Донские казачьи
песни послужили вдохновляющим началом в создании опер, симфоний, симфонических
поэм, кантат, рапсодий и других жанров музыкальных произведений. Изучение
народных песен и народных мелодий способствует полнокровному реалистическому
воспроизведению действительности, оказывает неоценимую помощь в создании
ярких, запоминающихся образов. К трудам А. М. Листопадова с большим уважением
относятся крупнейшие советские композиторы — Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников,
Д. Б. Кабалевский и др.
Председатель правления Ростовской областной организации Союза советских
композиторов, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Павлович Артамонов,
много лет знавший А.: М. Листопадова и хорошо изучивший его песенное наследие,
которое не раз играло заметную роль в его творческой деятельности, говорил
мне об огромном значении проведенной Александром Михайловичем работы для
советских композиторов, для развития вашей музыкальной культуры.
— Композиторы видят в записях Листопадова образцы подлинно народной музыки,
— сказал он, — а они, как известно, всегда обогащали музыкальную классику.
Изучение богатейшего песенного наследия собирателя содействует укреплению
и развитию в советской музыке реалистического направления.
Даже краткий обзор ряда музыкальных произведений, написанных на темы жизни
донского казачества, красноречиво свидетельствует о плодотворности труда
художника, щедро черпающего из сокровищницы народного творчества.
Получили права гражданства и стали широко известными песни, созданные
ростовскими композиторами: «Здравствуй, конница Буденного» Т. Сотникова,
«Ой, гори и лейся по-над Доном» П. Гутина, песни С. Заславского, Г. Капанакова
и др.
Ростовским композиторам также принадлежат произведения на донские мотивы
и в других жанрах. Заметным явлением стали Первая, Четвертая и Пятая симфонии
А. Артамонова, фантазия на донские казачьи темы, в которых широко был
использован донской фольклор.
Надо отметить, что ряд ростовских композиторов являются большими энтузиастами
фольклорной работы и не раз выезжали в донские станицы и хутора для записи
народных песен. Среди них — П. Гутин, Т. Сотников и др.
Немало ярких произведений о Доне и казачестве было создано композитором
И. Шишовым, донским казаком, влюбленным в свой степной край. В казачьей
народной музыке щедро черпали материал для своей работы известные советские
композиторы, тесно связанные с Доном — Е. Брушловекий, М. Гнесин, Г. Попов.
Наследие А. М. Листопадова открывает широкое поле деятельности и для донских
писателей. Известный ростовский писатель Михаил Андреевич Никулин, хорошо
знавший Александра Михайловича и посвятивший ему свою яркую, с неподдельной
теплотой, искренностью и задушевностью написанную повесть «Погожая осень»,
поделился со мною своими мыслями о значении многолетнего труда собирателя
донского песенного фольклора. Он, в частности, сказал:
— Особую благодарность мы приносим за утверждение непреходящей художественной
ценности донской песни Михаилу Александровичу Шолохову, автору «Тихого
Дона», и фольклористу-собирателю и классификатору донской песни Александру
Михайловичу Листопадову. Очень важно заметить, что в оценке донской песни
М. А. Шолохов, как художник слова, исходил из всестороннего раскрытия
психологии героев. А. М. Листопадов же шел от музыкального и поэтического
анализа песни. И пути их не разошлись: они оба утвердили художественную
и познавательную значимость донской песни.
И далее М. Никулин говорил: «Наследство Александра Михайловича Листопадова
с полным правом может быть названо хрестоматией устного поэтического и
музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни. Сам
Листопадов — пример беззаветного, я бы оказал, солдатского служения народу.
Для меня за этими общими словами скрывается живой человек, которого я
знал, которого знают многие ныне еще здравствующие люди. Этот незаметный
и удивительно скромный в быту человек был жестковат и настойчив, когда
надо было отстоять правду. Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних
лет и все время воспитывал в себе остроту восприятия песенного слова,
песенного напева.
Листопадов был этнографом и художником, музыкантом и поэтом. Этнограф
в нем дополнял художника, а художник — этнографа. И только при таком широком
подходе к своим задачам он сумел достигнуть тех результатов в труде, о
которых с твердым убеждением можно заявить: пятитомное издание «Песен
донских казаков» — безусловно замечательный памятник нашей советской культуры
и вместе с тем колоссальной творческой деятельности Листопадова. Все песни
этого единственного издания отредактированы и изданы так, что в любую
минуту могут прозвучать с советской эстрады не как ушедшее в прошлое искусство,
а как живое творчество донских казаков.
В «Тихом Доне» М. Шолохов, великий писатель современности, вернул народу
множество донских песен. Вернул их обогащенными в опосредствовании литературных
образов. Недалеко то время, когда песенное наследство Листопадова вернется
к народу в опере, в симфониях. Я рад всякому начинанию, которое связано
с пропагандой листопадовского песенного наследства— бесспорного оружия
в борьбе за большое музыкальное и поэтическое творчество».