И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

 

 

Песенное и теоретическое наследие А. М. Листопадова является неисчерпаемым источником для писателей, композиторов, музыковедов, этнографов, языковедов. Оно дает богатейший материал и дня использования его в творческой практике, и для научных исследований. Его труды — хорошая школа для фольклористов — собирателей памятников народно-поэтической культуры.
«Композитор найдет между мелодиями, записанными нами, — говорил А. М. Листопадов, — такие, которые своею красотой и непосредственностью вызывают на художественную, симфоническую разработку.»
И в самом деле, история советской музыки знает немало примеров благотворного влияния листопадовских записей на творчество композиторов. Донские казачьи песни послужили вдохновляющим началом в создании опер, симфоний, симфонических поэм, кантат, рапсодий и других жанров музыкальных произведений. Изучение народных песен и народных мелодий способствует полнокровному реалистическому воспроизведению действительности, оказывает неоценимую помощь в создании ярких, запоминающихся образов. К трудам А. М. Листопадова с большим уважением относятся крупнейшие советские композиторы — Д. Д. Шостакович, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский и др.
Председатель правления Ростовской областной организации Союза советских композиторов, заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Павлович Артамонов, много лет знавший А.: М. Листопадова и хорошо изучивший его песенное наследие, которое не раз играло заметную роль в его творческой деятельности, говорил мне об огромном значении проведенной Александром Михайловичем работы для советских композиторов, для развития вашей музыкальной культуры.
— Композиторы видят в записях Листопадова образцы подлинно народной музыки, — сказал он, — а они, как известно, всегда обогащали музыкальную классику. Изучение богатейшего песенного наследия собирателя содействует укреплению и развитию в советской музыке реалистического направления.
Даже краткий обзор ряда музыкальных произведений, написанных на темы жизни донского казачества, красноречиво свидетельствует о плодотворности труда художника, щедро черпающего из сокровищницы народного творчества.
Получили права гражданства и стали широко известными песни, созданные ростовскими композиторами: «Здравствуй, конница Буденного» Т. Сотникова, «Ой, гори и лейся по-над Доном» П. Гутина, песни С. Заславского, Г. Капанакова и др.
Ростовским композиторам также принадлежат произведения на донские мотивы и в других жанрах. Заметным явлением стали Первая, Четвертая и Пятая симфонии А. Артамонова, фантазия на донские казачьи темы, в которых широко был использован донской фольклор.
Надо отметить, что ряд ростовских композиторов являются большими энтузиастами фольклорной работы и не раз выезжали в донские станицы и хутора для записи народных песен. Среди них — П. Гутин, Т. Сотников и др.

Немало ярких произведений о Доне и казачестве было создано композитором И. Шишовым, донским казаком, влюбленным в свой степной край. В казачьей народной музыке щедро черпали материал для своей работы известные советские композиторы, тесно связанные с Доном — Е. Брушловекий, М. Гнесин, Г. Попов.
Наследие А. М. Листопадова открывает широкое поле деятельности и для донских писателей. Известный ростовский писатель Михаил Андреевич Никулин, хорошо знавший Александра Михайловича и посвятивший ему свою яркую, с неподдельной теплотой, искренностью и задушевностью написанную повесть «Погожая осень», поделился со мною своими мыслями о значении многолетнего труда собирателя донского песенного фольклора. Он, в частности, сказал:
— Особую благодарность мы приносим за утверждение непреходящей художественной ценности донской песни Михаилу Александровичу Шолохову, автору «Тихого Дона», и фольклористу-собирателю и классификатору донской песни Александру Михайловичу Листопадову. Очень важно заметить, что в оценке донской песни М. А. Шолохов, как художник слова, исходил из всестороннего раскрытия психологии героев. А. М. Листопадов же шел от музыкального и поэтического анализа песни. И пути их не разошлись: они оба утвердили художественную и познавательную значимость донской песни.
И далее М. Никулин говорил: «Наследство Александра Михайловича Листопадова с полным правом может быть названо хрестоматией устного поэтического и музыкального творчества донских казаков, хрестоматией донской песни. Сам Листопадов — пример беззаветного, я бы оказал, солдатского служения народу. Для меня за этими общими словами скрывается живой человек, которого я знал, которого знают многие ныне еще здравствующие люди. Этот незаметный и удивительно скромный в быту человек был жестковат и настойчив, когда надо было отстоять правду. Он был бесконечно влюблен в песню еще с ранних лет и все время воспитывал в себе остроту восприятия песенного слова, песенного напева.
Листопадов был этнографом и художником, музыкантом и поэтом. Этнограф в нем дополнял художника, а художник — этнографа. И только при таком широком подходе к своим задачам он сумел достигнуть тех результатов в труде, о которых с твердым убеждением можно заявить: пятитомное издание «Песен донских казаков» — безусловно замечательный памятник нашей советской культуры и вместе с тем колоссальной творческой деятельности Листопадова. Все песни этого единственного издания отредактированы и изданы так, что в любую минуту могут прозвучать с советской эстрады не как ушедшее в прошлое искусство, а как живое творчество донских казаков.

В «Тихом Доне» М. Шолохов, великий писатель современности, вернул народу множество донских песен. Вернул их обогащенными в опосредствовании литературных образов. Недалеко то время, когда песенное наследство Листопадова вернется к народу в опере, в симфониях. Я рад всякому начинанию, которое связано с пропагандой листопадовского песенного наследства— бесспорного оружия в борьбе за большое музыкальное и поэтическое творчество».