И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

 

 

Песенное собрание А. М. Листопадова — это действительно живое искусство донского казачества. Записанные им песни звучат в концертах, по радио и телевидению. Они составляют основу репертуара Ансамбля песни и пляски донских казаков, а украшением программы Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова вот уже многие годы является песня «Эх, да ты, калинушка», записанная собирателем сначала на Дону, а затем и от пензенских певцов.
Широко используется листопадовское песенное наследие многочисленными коллективами художественной самодеятельности. Лучшие исполнительские коллективы хорошо известны за пределами Дона.
Надо сказать, что почти во всех донских хуторах и станицах имеются народные хоры, хоровые группы. По давней казачьей традиции существуют и семейные хоры. Все они с любовью и особой бережливостью относятся к песням из листопадовского собрания. Руководят этими коллективами настоящие энтузиасты, люди, знающие толк в старинной казачьей песне, вдумчиво изучающие труды своего знатного земляка.
Во всю ширь и в полный голос звучат записанные А. М. Листопадовым песни на систематически проводимых Ростовским областным Домом народного творчества праздниках донского фольклора. И в 1973 году в связи со столетием со дня рождения Александра Михайловича Листопадова на Дону проходил праздник донского фольклора, на котором состязались в искусстве исполнения донских казачьих народных песен многие коллективы художественной самодеятельности. Лучшие хоры и хоровые группы, а также отдельные песенники показали свое мастерство на родине прославленного собирателя.
* * *
Изъездивший Дон «вдоль и поперек», хорошо знавший жизнь донского казачества и его песенную культуру, А. М. Листопадов оставил нам в дар более 1200 записанных им песен донских казаков. Но кроме донских казачьих песен, что является несомненно главным и основным в творческой деятельности фольклориста, он проявлял большой интерес и собирал песни народностей Советского Союза. Им записаны народные песни русские (в Орловской, Пензенской, Московской и Саратовской областях), украинские, татарские, калмыцкие, таджикские, узбекские, памирские, иранские, уйгурские.
Он охотно шел на командировки и совершил пятнадцать выездов в разные районы нашей страны. Таким образом, всего им записано 1800 народных песен различных национальностей
СССР. С присущей ему скромностью он говорил: «Для почти пятидесятилетней работы это, конечно, не много». Но если сопоставить только количество накопленных им песенных материалов (не говоря о других сторонах его работы) с результатами собирательской деятельности других фольклористов, то мы увидим, что собрание А. М. Листопадова является уникальным, единственным в своем роде, дающим колоссальный материал как в сюжетном, так и в жанровом отношении. Он, без преувеличения, является почти исчерпывающим.

В лице Александра Михайловича Листопадова мы видим выдающеюся фольклориста и талантливого музыканта, крупного ученого и оригинального исследователя-новатора, неутомимого пропагандиста русского многоголосного пения. Любовь к своему народу и его песням, стремление навсегда сохранить в первозданном виде художественные поэтические создания донских казаков определили весь жизненный и творческий путь этого энтузиаста. Более полувека напряженной работы А. М. Листопадова были глубоко плодотворными для развития русской фольклористики.
Этого крупнейшего знатока и деятеля русской музыкальной культуры отличали скромность и научная добросовестность, страстность и неиссякаемая энергия, широта кругозора и разносторонность интересов. Записанное А. М. Листопадовым песенное наследие донского казачества— неоценимый вклад в сокровищницу советской культуры. А сам он — энтузиаст, подвижник — являет собой завидный пример бескорыстного служения своему народу.