И. Гегузин - Влюбленный в песню

Ноты к народным песням



Ноты, сборники с песнями

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

 

 

Когда белогвардейские полчища были изгнаны Красной Армией из пределов Северного Кавказа, саратовские большевики обратились к интеллигенции с призывом принять участие в культурном строительстве на Дону. В 1920 году А. М. Листопадов одним из первых вернулся в родную Донскую область и сразу же с головой окунулся в работу со всей присущей ему энергией, видя в просвещении народных масс и пропаганде культурного наследства свой гражданский долг. Перед ним открылись и совершенно новые возможности продолжения главного труда своей жизни. В этом году вышел его небольшой сборник «Шесть русских народных песен». А уже в 1921 году он по командировке Донского областного военного комиссариата совершил экспедицию в районы расположения 37-й пехотной дивизии и в некоторые станицы по Дону и Бузу луку с целью записать песни гражданской войны. Он посетил станицы Ба-гаевскую, Мелеховскую, Качалинскую, Трех-Острсвянскую, Клетскую, Сиротинскую, Старо-Григорьевскую, Ново-Григорьевскую, Филоновскую, Аннинскую, Дурновскую, Ерыженскую, Перекопскую.
Перебравшись в Новочеркасск, в котором когда-то учился в семинарии, а позже, уже серьезно занявшись собирательской деятельностью, принимал активное участие в устройстве Донского музея истории, археологии и этнографии, А. М. Листопадов с 1921 по 1924 год был преподавателем Новочеркасского музыкального техникума, музыкальной школы, музыкальных курсов и одновременно инструктором-преподавателем курсов военных, военно-хозяйственных, пехотно-командных, кавалерийских и других. С 1920 по 1927 год он был преподавателем Донского педагогического института, а с 1925 по 1934 — заведующим новочеркасскими музыкальными учебными заведениями.

Ученик Александра Михайловича, член-корреспондент Академии педагогических наук Г. П. Сердюченко с любовью и благодарностью вспоминает «всегда глубоко содержательные занятия А. М. Листопадова по теории музыки и русской народной песни, проводившиеся им в Донском педагогическом институте и в Новочеркасском музыкальном техникуме. А. М. Листопадову были свойственны исключительный педагогический такт и умение просто и ясно излагать сложные вопросы теории музыки, внушать своим слушателям серьезный интерес и любовь к высокохудожественным произведениям русского народного песнетворчества».
Трудно переоценить роль А. М. Листопадова в массовой музьгкальночпрсюветительокой работе в эти годы. Лауреат фестиваля художественной самодеятельности в честь 50-летия Великого Октября, заслуженный артист Армянской ССР Вениамин Андреевич Никольский говорил мне, что его связывало с Александром Михайловичем многолетнее сотрудничество, которое началось сразу же после возвращения А. М. Листопадова в Новочеркасск.
— В Новочеркасске был в то время Войсковой донской хор, который затем был превращен в первую певческую капеллу, руководимую А. М. Листопадовым, — рассказывал В. А. Никольский. — Я был певцом. Певцом был и мой товарищ Иван Иванович Плешаков, отличный бас, певший партию Мельника. А потом командование девятой стрелковой дивизии организовало оперу. Хормейстером был А. М. Листопадов. Петь под его руководствам было большим удовольствием. В' нем счастливо сочетались качества педагога и большого знатока музыки. Александр Михайлович привил мне любовь к казачьей песне. Затем я стал вторым хормейстером. По его заданию я ездил по хуторам и станицам, набирал в хор певцов. Позднее, в послевоенное время, меня пригласили по его рекомендации на должность художественного руководители Ансамбля песни и пляски донских казаков. Он, большой знаток казачьей песни, оказывал мне постоянную помощь и добрыми советами, и практическими делами. День, когда он приходил в ансамбль на репетицию или на концерт, был для всех нас праздником. И не только потому, что перед нами сидел человек, первым записавший исполняемую песню. А главным образом потому, что мы видели в нем благодарного, заинтересованного слушателя, который охотно делился с нами своим опытом, своими знаниями.
Встретился я и с другим учеником Александра Михайловича — уже упоминавшимся Иваном Ивановичем Плешаковым, ныне профессором Ленинградской консерватории. Иван Иванович с видимым наслаждением вспоминает свою юность, далекие уже теперь, но счастливые годы, когда он в Новочеркасске впервые приобщился к музыкальной культуре, впервые ощутил неистребимую внутреннюю потребность в пении, доставившую немало волнений и мук в годы ученичества и большую человеческую радость одержанными успехами.
— Мне уже пошел девятый десяток, — говорит И. И. Плешаков, — всю жизнь я отдал пению. Многие годы был солистом Ленинградского оперного театра имени С. М. Кирова. Теперь преподаю в консерватории. Но первые зерна любви к песне, к искусству в мою душу заронил Александр Михайлович Листопадов. Помню себя совсем молодым казачком, первые уроки пения, с таким тактом, умением, любовью преподанные Александром Михайловичем.

Вскоре судьба забросила меня в Полтаву. Здесь я подружился с Иваном Семеновичем Козловским. Мы пели с ним в одних спектаклях. Я часто пел Ивану Семеновичу родные свои казачьи песни, рассказывал ему о своем первом учителе Александре Михайловиче. Надо сказать, что Иван Семенович с большой любовью слушал казачьи народные песни, записанные А. М. Листопадовым и разученные мною под его руководством. Ему была очень симпатична деятельность прославленного собирателя, этого бескорыстного служителя муз, подлинного энтузиаста-подвижника. Был Александр Михайлович очень добрым, отзывчивым человеком. Как он внимательно умел слушать, сопереживать! Мы, певцы и капеллы, и оперы, очень любили его за обширные знания, умение их преподнести ученикам, за доброжелательность, скромность, простоту, за преданность делу, которому служит верой и правдой. Не только я всегда с благодарностью вспоминаю своего учителя. Его ученики рассеяны по всей стране, их встретишь и в Москве, и в Саратове, и в Ростове.
Среди многих культурных начинаний, инициатором которых был А. М. Листопадов в первые годы Советской власти, было и примечательное для Новочеркасска тех лет явление— созданный им в 1923 году трудколлектив музыкальной драмы. Он был и дирижером, и хормейстером этого коллектива, который осуществлял постановки классического репертуара. На юбилейных просмотрах, посвященных двухлетию трудколлектива музыкальной драмы, которое отмечалось в 1925 году, А. М. Листопадов дирижировал операми «Аида» и «Князь Игорь».
Этот трудколлектив стал стабильным, завоевал авторитет у новочеркасцев. В местной печати тех лет отмечалась большая музыкальная культура этих спектаклей, особенно выделялась высокая культура хорового пения и подчеркивалось, что А. М. Листопадову удалось привить участникам трудколлектива любовь к оперному искусству, которые могут при серьезной работе над собой вырасти в незаурядных исполнителей. Авторы небольших хроникерских заметок и микрореценэий на постановки трудколлектива как будто в воду смотрели. Действительно, по прошествии времени немало участников любительских спектаклей стало профессионалами, посвятив свою жизнь пению.
Евгений Васильевич Иванов, народный артист Казахской ССР, пройдя солидную выучку у такого требовательного педагога, как А. М. Листопадов, в 1927 году окончил музыкальную студию имени Глазунова в Ростове, а затем был солистом оперных театров Баку, Киева, Горького, Ленинграда, Алма-Аты, а с 1944 года в течение 15 лет выступал на сцене Большого театра Союза ССР в партиях Сусанина, Мельника, Кончака, Гремииа и др.

Солистом Большого театра Союза ССР стал и другой ученик А. М. Листопадова по трудколлективу музыкальной драмы — Николай Георгиевич Рогатин. Посвятили свою жизнь певческому искусству и другие питомцы этой любительской труппы, которая отличалась высоким профессиональным уровнем: Нина Митрофановна Васильева — солистка Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, Николай Николаевич Ломгев — солист Свердловского театра оперы и балета.
Нужно сказать, что листопадовские традиции живут и ныне в известном на всю Ростовскую область народном театре оперы и балета Новочеркасского политехнического института, существующем уже многие годы. Недаром концертмейстер этого коллектива — ученица А. М. Листопадова Ольга Дмитриевна Скалозубова.