Когда белогвардейские полчища были изгнаны Красной Армией из пределов
Северного Кавказа, саратовские большевики обратились к интеллигенции с
призывом принять участие в культурном строительстве на Дону. В 1920 году
А. М. Листопадов одним из первых вернулся в родную Донскую область и сразу
же с головой окунулся в работу со всей присущей ему энергией, видя в просвещении
народных масс и пропаганде культурного наследства свой гражданский долг.
Перед ним открылись и совершенно новые возможности продолжения главного
труда своей жизни. В этом году вышел его небольшой сборник «Шесть русских
народных песен». А уже в 1921 году он по командировке Донского областного
военного комиссариата совершил экспедицию в районы расположения 37-й пехотной
дивизии и в некоторые станицы по Дону и Бузу луку с целью записать песни
гражданской войны. Он посетил станицы Ба-гаевскую, Мелеховскую, Качалинскую,
Трех-Острсвянскую, Клетскую, Сиротинскую, Старо-Григорьевскую, Ново-Григорьевскую,
Филоновскую, Аннинскую, Дурновскую, Ерыженскую, Перекопскую.
Перебравшись в Новочеркасск, в котором когда-то учился в семинарии, а
позже, уже серьезно занявшись собирательской деятельностью, принимал активное
участие в устройстве Донского музея истории, археологии и этнографии,
А. М. Листопадов с 1921 по 1924 год был преподавателем Новочеркасского
музыкального техникума, музыкальной школы, музыкальных курсов и одновременно
инструктором-преподавателем курсов военных, военно-хозяйственных, пехотно-командных,
кавалерийских и других. С 1920 по 1927 год он был преподавателем Донского
педагогического института, а с 1925 по 1934 — заведующим новочеркасскими
музыкальными учебными заведениями.
Ученик Александра Михайловича, член-корреспондент Академии педагогических
наук Г. П. Сердюченко с любовью и благодарностью вспоминает «всегда глубоко
содержательные занятия А. М. Листопадова по теории музыки и русской народной
песни, проводившиеся им в Донском педагогическом институте и в Новочеркасском
музыкальном техникуме. А. М. Листопадову были свойственны исключительный
педагогический такт и умение просто и ясно излагать сложные вопросы теории
музыки, внушать своим слушателям серьезный интерес и любовь к высокохудожественным
произведениям русского народного песнетворчества».
Трудно переоценить роль А. М. Листопадова в массовой музьгкальночпрсюветительокой
работе в эти годы. Лауреат фестиваля художественной самодеятельности в
честь 50-летия Великого Октября, заслуженный артист Армянской ССР Вениамин
Андреевич Никольский говорил мне, что его связывало с Александром Михайловичем
многолетнее сотрудничество, которое началось сразу же после возвращения
А. М. Листопадова в Новочеркасск.
— В Новочеркасске был в то время Войсковой донской хор, который затем
был превращен в первую певческую капеллу, руководимую А. М. Листопадовым,
— рассказывал В. А. Никольский. — Я был певцом. Певцом был и мой товарищ
Иван Иванович Плешаков, отличный бас, певший партию Мельника. А потом
командование девятой стрелковой дивизии организовало оперу. Хормейстером
был А. М. Листопадов. Петь под его руководствам было большим удовольствием.
В' нем счастливо сочетались качества педагога и большого знатока музыки.
Александр Михайлович привил мне любовь к казачьей песне. Затем я стал
вторым хормейстером. По его заданию я ездил по хуторам и станицам, набирал
в хор певцов. Позднее, в послевоенное время, меня пригласили по его рекомендации
на должность художественного руководители Ансамбля песни и пляски донских
казаков. Он, большой знаток казачьей песни, оказывал мне постоянную помощь
и добрыми советами, и практическими делами. День, когда он приходил в
ансамбль на репетицию или на концерт, был для всех нас праздником. И не
только потому, что перед нами сидел человек, первым записавший исполняемую
песню. А главным образом потому, что мы видели в нем благодарного, заинтересованного
слушателя, который охотно делился с нами своим опытом, своими знаниями.
Встретился я и с другим учеником Александра Михайловича — уже упоминавшимся
Иваном Ивановичем Плешаковым, ныне профессором Ленинградской консерватории.
Иван Иванович с видимым наслаждением вспоминает свою юность, далекие уже
теперь, но счастливые годы, когда он в Новочеркасске впервые приобщился
к музыкальной культуре, впервые ощутил неистребимую внутреннюю потребность
в пении, доставившую немало волнений и мук в годы ученичества и большую
человеческую радость одержанными успехами.
— Мне уже пошел девятый десяток, — говорит И. И. Плешаков, — всю жизнь
я отдал пению. Многие годы был солистом Ленинградского оперного театра
имени С. М. Кирова. Теперь преподаю в консерватории. Но первые зерна любви
к песне, к искусству в мою душу заронил Александр Михайлович Листопадов.
Помню себя совсем молодым казачком, первые уроки пения, с таким тактом,
умением, любовью преподанные Александром Михайловичем.
Вскоре судьба забросила меня в Полтаву. Здесь я подружился с Иваном Семеновичем
Козловским. Мы пели с ним в одних спектаклях. Я часто пел Ивану Семеновичу
родные свои казачьи песни, рассказывал ему о своем первом учителе Александре
Михайловиче. Надо сказать, что Иван Семенович с большой любовью слушал
казачьи народные песни, записанные А. М. Листопадовым и разученные мною
под его руководством. Ему была очень симпатична деятельность прославленного
собирателя, этого бескорыстного служителя муз, подлинного энтузиаста-подвижника.
Был Александр Михайлович очень добрым, отзывчивым человеком. Как он внимательно
умел слушать, сопереживать! Мы, певцы и капеллы, и оперы, очень любили
его за обширные знания, умение их преподнести ученикам, за доброжелательность,
скромность, простоту, за преданность делу, которому служит верой и правдой.
Не только я всегда с благодарностью вспоминаю своего учителя. Его ученики
рассеяны по всей стране, их встретишь и в Москве, и в Саратове, и в Ростове.
Среди многих культурных начинаний, инициатором которых был А. М. Листопадов
в первые годы Советской власти, было и примечательное для Новочеркасска
тех лет явление— созданный им в 1923 году трудколлектив музыкальной драмы.
Он был и дирижером, и хормейстером этого коллектива, который осуществлял
постановки классического репертуара. На юбилейных просмотрах, посвященных
двухлетию трудколлектива музыкальной драмы, которое отмечалось в 1925
году, А. М. Листопадов дирижировал операми «Аида» и «Князь Игорь».
Этот трудколлектив стал стабильным, завоевал авторитет у новочеркасцев.
В местной печати тех лет отмечалась большая музыкальная культура этих
спектаклей, особенно выделялась высокая культура
хорового пения и подчеркивалось, что А. М. Листопадову удалось привить
участникам трудколлектива любовь к оперному искусству, которые могут при
серьезной работе над собой вырасти в незаурядных исполнителей. Авторы
небольших хроникерских заметок и микрореценэий на постановки трудколлектива
как будто в воду смотрели. Действительно, по прошествии времени немало
участников любительских спектаклей стало профессионалами, посвятив свою
жизнь пению.
Евгений Васильевич Иванов, народный артист Казахской ССР, пройдя солидную
выучку у такого требовательного педагога, как А. М. Листопадов, в 1927
году окончил музыкальную студию имени Глазунова в Ростове, а затем был
солистом оперных театров Баку, Киева, Горького, Ленинграда, Алма-Аты,
а с 1944 года в течение 15 лет выступал на сцене Большого театра Союза
ССР в партиях Сусанина, Мельника, Кончака, Гремииа и др.
Солистом Большого театра Союза ССР стал и другой ученик А. М. Листопадова
по трудколлективу музыкальной драмы — Николай Георгиевич Рогатин. Посвятили
свою жизнь певческому искусству и другие питомцы этой любительской труппы,
которая отличалась высоким профессиональным уровнем: Нина Митрофановна
Васильева — солистка Ленинградского театра оперы и балета имени С. М.
Кирова, Николай Николаевич Ломгев — солист Свердловского театра оперы
и балета.
Нужно сказать, что листопадовские традиции живут и ныне в известном на
всю Ростовскую область народном театре оперы и балета Новочеркасского
политехнического института, существующем уже многие годы. Недаром концертмейстер
этого коллектива — ученица А. М. Листопадова Ольга Дмитриевна Скалозубова.