Э.Григ (ноты)
Ноты для голоса и фортепиано к песням Эдварда Грига
Колыбельная. Этот жанр впоследствии так пышно расцветает у Грига. «Горе матери», Колыбельная из «Лирических пьес» (опус 38), колыбельная Йендины — обработка народного напева, Колыбельная Маргариты из драмы Ибсена «Борьба за престол» и шедевр григовских колыбельных песнопений — Колыбельная Сольвейг. Удивительно чутко подслушал Григ биение материнского сердца. «Колыбельная» на слова Мунка — первая в этой «галерее». Однако она — особая. Это песня вдовца осиротевшему сыну. Редкий случай среди сотен материнских колыбельных! Скупая, но сердечная ласка и неотступно преследующая мысль об умершей — вот две стороны художественного образа этой песни. Григ передал их очень лаконично и очень выразительно. Певучая, близкая к народным напевам мелодия излучает душевное тепло и элегическую грусть. Куплет как бы состоит из своеобразных запева и припева (то есть из двух «частей»); ровному течению «запева» противостоят скорбные возгласы «припева». Выразительные детали скупы. Мелодия «мучительно вьется вокруг квинты тоники» (по меткому замечанию Ю. Кремлева). Такая прикованность мелодии к одному звуку ассоциируется с неотвязной мыслью об умершей. Чутко найдена фактура сопровождения, которая также строится на одной детали: — монотонная, неизменная ритмическая фигура «покачивания колыбели» здесь насыщается особым смыслом — своей однообразностью она создает атмосферу «гнетущей тишины», сосредоточенной скорби.
К.Крог. Лево руля
Своеобразна композиция «Колыбельной»: цепь одинаковых
куплетов замыкается развернутой кодой, состоящей из вокального заключения,
редкого у Грига, и фортепианной постлюдии. В постлюдии (как и в небольшом
вступлении) звучит только ритмоформула «скорбного бдения».
Вдохновенные колыбельные напевы вылились из души Грига, взволнованного
большими событиями его семейной жизни. В 1868 году родилась его дочь
Александра. Отклик на это радостное событие — «Колыбельная Маргариты»
из драмы Ибсена «Борьба за престол». Это первое обращение Грига к творчеству
писателя, который займет потом такое важное место в его композиторской
деятельности. Не в бурных порывах выражает Григ свою радость, а сдержанно,
скупо, в духе народных песен. В умиротворенном светлом покое; в строгой
торжественности классически ясной напевной мелодии Колыбельной и аккордов
хорального типа находит ярчайшее выражение та полнота счастья, которая
заставляет замирать в молчании.
А когда пришло мучительное горе — малютка-дочь умерла, — оно тоже нашло выход не в громких рыданиях, а в таком же скупом, таком же простом и человечном выражении. «Горе матери» (слова датского поэта К. Рикардта) — один из откликов на смерть дочери. Мать вспол минает свое умершее дитя. Глубоко печальна гибкая песенная мелодия. Первая ее фраза, широко распевная, повторяется дважды с разными окончаниями (в натуральном и мелодическом миноре). Тонкая игра гармонических светотеней усугубляет печальную выразительность фразы. Это — первая часть куплета, своеобразный «запев», как в «Колыбельной» из опуса 9. В «припеве» чувство выражено острее: мелодия теряет широту, томительно кружится в узком диапазоне, прикованная к одному звуку си-бемоль (что также напоминает «Колыбельную»), насыщается интонациями «стонов»:
Как и в «Колыбельной», фортепианную партию песий пронизывает одна выразительная
деталь — остинатное колыбельное покачивание, претворенное в «мотив скорбного
бдения». В интерлюдиях его дополняет «мучительно вьющийся» пятизвучный
мотив, который еще более усиливает ощущение безысходности.
Скорбные, траурные колыбельные — оригинальный жанр в европейской
вокальной лирике. Привычный смысл колыбельной — песни, раскрывающей
радость новой жизни, рисующей теплоту и нежность, или же трактованной
шире, как образ успокоения, умиротворения (например в «Колыбельной ручья»
в цикле Шуберта «Прекрасная мельничиха), — переосмыслен Григом. Это
переосмысление жанра идет по пути, очень характерному для Грига, — траурные,
трагические образы он воплощает не в патетических монологах, а в простой
^ народно-песенной форме, которая наполняется всегда особенной сердечностью
— в колыбельной песне. Уже в ранний период творчества проявляется драгоценная
черта григовского стиля— сдержанность в выражении чувств и мыслей. Не
идет ли эта сдержанность от особенностей норвежского фольклора? Конечно,
да. Григ с восхищением говорил о древнем норвежском эпосе: «Тот, кто
будет читать «Старшую Эдду», Вскоре заметит в ней поразительную силу
и точность выражения, способность в немногих словах сказать многое.
[.] Чем глубже волнение сердца, тем более скрыто, загадочно оно выражено.
Речь остается всегда строгой, серьезной, значительной. [.] На этом базисе
древней саги воздвигали свои здания Ибсен и Бьернсон. Можно сказать,
что подобным же образом высказывается в народной песне внутренняя, духовная
жизнь нашего народа. К тому, чего достигли в этом отношении наши поэты,
стремлюсь и я в своей музыке», Эти слова многое объясняют в творчестве
Грига. Мы не раз_ еще их вспомним, «путешествуя» в мире его песен.
Период молодого кипения и брожения сил — вот чем были для Грига годы
с 1863 по 1868-й (в Копенгагене, а затем в Кристиании, где он развернул
также большую музыкально-общественную и исполнительскую деятельность
как дирижер и пианист). Этот период дал много замечательных произведений,
ставших широко любимыми во всем мире. Народно-поэтические «Юморески»
и романтическая фортепианная соната ми минор, две скрипичные сонаты
— жанрово-лирическая Первая и юношески-светлая, очень норвежская по
колориту Вторая, концертная увертюра «Осенью», первая тетрадь лирических
пьес, опус 12, и множество песен. Композитор, по его собственному выражению,
«обрел себя» и вступил на путь, с которого уже не сходил никогда, —
путь национальной музыки.
За исключением нескольких сочинений, творчество этого периода отмечено
радостным мироощущением, юношески-непосредственным восприятием жизни.
Это — поистине весенний расцвет. По романтическому строю и светлому
колориту произведений, созданных в эти годы, по той большой роли, которую
сыграло в то время общение с Андерсеном, этот период в жизни Грига можно
назвать андерсеновским.
Свидетели
В вокальной лирике — как и в остальном — именно в эти
годы выкристаллизовались многие особенности григовского композиторского
«почерка». Обращение к поэзии родной Скандинавии. Содержание, охватывающее
широкий круг жизненных явлений. Умение передать личное переживание в
художественно-обобщенной форме. Лаконичность и простота, сдержанность
высказывания. Покоряющая искренность. Филигранная отточенность формы,
тонкость деталей. Напевная мелодика, самобытная, идущая из народных
истоков, так же как и гармония и ритмика.
Все эти черты получают широкое развитие в дальнейшем его творчестве,
в том числе и вокальном; к ним присоединяются новые.
Период весеннего расцвета закончился блистательной победой Грига — созданием
фортепианного концерта, словно подводящего художественный итог всем
завоеваниям этой поры. Талант его расцвел в зрелой красе. Новые берега
искусства манили его.