Р. Лейтес - Песни Грига

Э.Григ (ноты)

 



Ноты для голоса и фортепиано к песням Эдварда Грига

 

 

Глава пятая

НОВОЕ ВРЕМЯ —НОВЫЕ ПЕСНИ


1 2 3 4 5

 

 

Над холмами зазвучал
Звонкий рог крестьянской девы;
Оглашает выси скал
Хульдра жалобным напевом.
Песня девушки легка,
Хульдра скорбная томится.
Так веселье и тоска
Лишь в народе могут слиться.
X. Ибсен

Мы подходим теперь к той части вокального творчества Грига, судьба которой оказалась менее счастливой, чем эта музыка заслуживает. Где не поют «Избушку» или «Люблю тебя», «Лебедь» или «С примулой!» А вот песни на стихи Винье или циклы «По скалам и фиордам» и «Девушка с гор» почти неизвестны нашей широкой слушательской аудитории. А между тем на родине Грига очень многие из его поздних песен (особенно на стихи Винье) любимы и популярны, некоторые даже стали подлинно народными.
Вслушаемся внимательно в напевы, полные глубокого чувства и зрелой мудрости, напевы, которые щедро подарил миру художник в пору высокого расцвета своего дарования. И нам откроется множество редких художественных ценностей.

Хардангер — один из прелестнейших уголков Норвегии. Природа здесь фантастична. На одном берегу фиорда красуется пышная зелень, свисают, отражаясь в воде, цветущие ветви деревьев, а на противоположном — крутые скалы в белоснежном наряде вечных снегов, горные речки и водопады. Не удивительно, что в 1877 году, переживая тяжелый душевный кризис, Григ выбрал именно эту область, чтобы поселиться здесь в тиши и уединении. «Я искал спокойствия, ясности, самоуглубления и нашел это в великолепном Хардангере»,— писал композитор. Он обосновался в деревянном крестьянском доме, у зеркального залива, и проводил время среди пастухов, лесорубов, земледельцев.
Но не только красотой своих пейзажей привлек Грига Хардангер. Эта провинция — родина чрезвычайно самобытного, старинного норвежского искусства, от резьбы по дереву и народного зодчества до колоритных народных костюмов и искусного, вдохновенного исполнения на народной скрипке — хардингфеле. В ежедневном тесном общении с крестьянами Григ вновь и вновь, с еще большей глубиной постигал тайны норвежской народной души и народного искусства. Он восторгался всем — прямотой характера норвежских крестьян, их тонкой восприимчивостью к художественному, их трудолюбием и их своеобразным творчеством. Он писал другу, приглашая его в Хардангер: «Вы — в достаточной степени художественная натура для того, чтобы предпочесть общество крестьян». Григ путешествовал по окрестностям, по горам, слушал песни и затейливые импровизации на хардингфеле, нередко присутствовал на состязаниях наиболее искусных народных музыкантов. Композитор приходил в гости к крестьянам; нередко и они навещали его, пели свои песни, а потом Григ подолгу играл им, с благодарностью возвращая то, чем обогатили его творчество эти люди.

Скачать ноты фортепианные
Портрет А.Гарборга

Творческий итог хардангерского периода (1877— 1878) — не только созданные здесь произведения: квартет соль минор и баллада «Одинокий», «Импровизация на две норвежские темы» и «12 обработок норвежских народных песен для мужского хора»; итог этот шире. Это то новое постижение народного, которое многое определило в будущих сочинениях композитора и дало «заряд» на многие годы вперед. Не случайны имена поэтов, которые появляются в последующие годы в вокальной лирике Грига. Это норвежские крестьянские поэты О. Вйнье и А. Гарборг, это также очень национальные норвежские лирики Й. Паульсен и В. Краг.

Первые вокальные произведения, родившиеся после хардангерских лет,—«12 мелодий на стихи Винье», опус 38, созданные в 1880 году (две песни из этого цикла появились ранее — «Старая мать» в 1873 г. и «У реки» в 1877 г.). Осмунд Улафсон Винье — примечательная фигура художественной жизни Норвегии. Во второй половине XIX века в норвежской литературе шла борьба. Общепринятым считался тогда смешанный норвежско-датский язык, который был и государственным языком (это осталось еще от времени господства Дании). Но ряд писателей выступал против этого, считая, что отображать жизнь народа должно на языке народной разговорной речи (лансмол). Винье, близко стоявший к крестьянству, был энергичным защитником этой идеи. Он издавал на лансмоле журнал «Жители горных долин», в котором в общедоступной форме и с демократических позиций трактовались вопросы философии, политики, литературы, В произведениях Винье — реалистические картины народной жизни и природы; он вдохновлялся также и народной поэзией. Винье придерживался прогрессивных взглядов: он был сторонником крестьянской оппозиции королю, а в революции 1848 года примкнул к рабочему движению.
Вот что вспоминал позже Григ о своем первом знакомстве со стихами Винье и о работе над музыкой к ним: «Я был сильно воодушевлен, когда весной 80-го года узнал песни Винье, полные глубокой жизненной мудрости, и сочинил за 8—10 дней не только те, которые содержатся в альбоме 4-м, но и другие, еще неопубликованные, песни этого поэта. О. У. Винье был крестьянином от рождения. Он пытался просветить норвежский народ своими прозаическими произведениями, а также своими стихами большого национального значения.».
Столь же глубоко народные по музыке, как и по тексту, лучшие из песен Грига — Винье приобрели широкую популярность на родине их авторов. Народность эта — не лежащая на поверхности «фольклорность» или жанровость, а глубокая национальная характерность, проявившаяся в раскрытии обобщенных, общечеловеческих проблем и образов. Тут и с большой теплотой переданный образ матери («Старая мать»), и ушедшие в прошлое дни любви («Видение»), и глубокие раздумья при созерцании природы («Весна», «У реки»), и размышления на этические темы («Моя цель», «О дружбе») и т. п.
Характерные черты цикла заявляют о себе уже в первой песне — «Юноша» — драматической и суровой, повествующей о трудном, полном испытаний жизненном пути человека. Но особый, непередаваемый душевный трепет вызывает у слушателя второй романс — «Весна» (его называют также «Последняя весна»).
Весна — сколько радостных чувств несет она северянину! В норвежском искусстве много поэтических строк и картин рождено образом весны.

Мне все в апреле мило,
И лед, под солнцем зыбкий,
И штормы и ветра,
Надежды, сны, улыбки.—

писал Бьернсон («Апрель»); страстной жаждой весеннего возрождения полно и другое стихотворение этого поэта — «Море вскрылось»:

Море вскрылось, море вскрылось!
Как зимою долги ночи,
Ждать весны не стало мочи!
Скоро ль синью вспыхнет море?
Час — как месяц, то-то горе!

Волнующее описание весны дано в романе А. Хьеланна «Труженик», а в его новелле «Усадьба пастора» чудесно описана поздняя весна: «Поднялась невероятная спешка. Все в природе запоздало, и теперь задача была — наверстать упущенное. Все ростки, большие и маленькие, заторопились. Они так быстро выбрасывали побеги то с одной, то с другой стороны, словно болтали зелеными ножками.». Картина ясного весеннего дня нарисована в поэме А. Гарборга «Haiigtussa». Весна — частая гостья и на полотнах норвежских живописцев. Талый снег и еще голые, но уже с набухшими почками кусты на лирических пейзажах Ф. Таулова «Весна» и Скредсвига «Ивовая флейта», бурный ледоход и тающие на холмах снега на картине Ф. Колегта «Устье Месны».
Не раз с восторгом воспевал весну и Григ. Радостное предчувствие весеннего возрождения в «Осенней буре»; приветствие весне в «Рыбачке» («Вы, песни, к весне летите!»), ликующие кличи и яркие картины в «весенней» сонате для скрипки и фортепиано № 1, благоухающий подснежник как символ весеннего цветения природы и любви («С примулой»), а в поздние годы — «Весенний дождь» на стихи Драхмана и знаменитая «лирическая пьеса» «Весной» (опус 43), с ее трепетно-взволнованной темой и мелодичным «звоном капель», с ее звучанием вначале затаенным, а потом вырастающим в светлый гимн весне.

О милая, вокруг взгляни —
Как радостен мир весною —

эти слова из песни «С примулой» можно поставить эпиграфом к григовским «весенним» сочинениям (и шире—вообще к весенним образам норвежского искусства). И вдруг весна — элегия. Человек, любуясь бесконечно дорогой ему картиной —

Как зелень в лесах темнеть начинала,
Как белоснежных черемух краса
В листве расцветала.—

полон грустных размышлений:

Вся эта жизнь мимолетна, как сон, как юные годы.
Скоро, быть может, и сам навсегда я землю покину.

Эта весна — «последняя весна». Вот отчего вся пьеса овеяна неуловимой печалью — по-григовски тихой, с оттенком просветленности и умиротворения, и все же бесконечно глубокой и томительной.
Музыка романса — тончайшая акварель, нарисованная по-северному неяркими, но удивительно свежими красками. В хрупких «тающих» звучаниях рождается даже не пейзаж, а сама атмосфера еще не расцветшей, только пробуждающейся весны, с холодноватыми, но уже светлыми днями, с ароматом свежести в воздухе. Этот образ выразительно подчеркнут «хрустальными», звенящими аккордами в высоком регистре, слегка напоминающими тембр челесты (в середине строфы), и уносящимися ввысь, тихими замирающими аккордами коротких интерлюдий между строфами.

Сложное психологическое состояние героя вызывает тонкую смену света и теней в музыке. Основная тональность песни — фа-диез мажор — светлая и «звонкая» (она не раз ассоциируется у Грига с весенней природой: не случайно и пьеса «Весной» из опуса 43 — в той же тональности). Но здесь светлый колорит этой мажорной тональности словно подернут тенью: песня начинается не с мажорной тоники, а с минорного трезвучия шестой ступени. Ре-диез минор, наряду с фа-диез мажором, играет в романсе большую роль. Из трех разделов, составляющих строфу, средний идет в этой тональности. Излюбленные григовские хроматизмы также придают мажорным звучаниям оттенок щемящей тоски.
Ярко раскрывается эмоциональное содержание романса в вокальной мелодии. Пластичная и гибкая, как и все лучшие песенные темы Грига, она в то же время декламационно-выразительна в каждой своей отдельной ячейке. Чутко следуя за оттенками эмоции, она то льется широкими певучими «волнами», то сжимается, словно «застывает» в узком диапазоне, то звенит радостным кличем, то грустно замирает. Выразительны долгие выдержанные звуки посреди фраз, придающие мелодии особую задумчивость, и окончания фраз на слабой доле — как бы легким вздохом. Интонации этой темы пленительны в своих нежных, неожиданно и свежо звучащих изгибах, в своей утонченной красоте. В каждом мелодическом повороте бьется живое чувство. С изумительным мастерством «гравируется» этот напев. Строфа развернута в трех «разделах» - периодах. При всем мелодическом богатстве и разнообразии этих разделов их объединяет интонационно-ритмическая общность. Это пронизывающие всю песню ритмоформулы J П J Г} —в началах фраз и i J —на концах их, это и общие тематические элементы:

Ноты к песням Грига

Так цельность и единство неразрывно сочетаются в этом романсе с тонкостью деталей и оттенков, так в скромных масштабах строфической формы передана целая гамма глубоких переживаний. Недаром «Весна» была одним из любимых произведений П. И. Чайковского. Услышав ее впервые в 1888 году в исполнении Нины Григ, великий композитор прослезился .

Элегия «Весна» — новое высокохудожественное воплощение григовского «просветленного трагизма», григовского «печального Мажора». Сразу возникают ассоциации: «Колыбельная Сольвейг», «Лебедь» — неповторимые картины «красивого diminuendo, нарисованные этим чутким поэтом и великим жизнелюбцем. Есть замечательная аналогия этому романсу и в норвежской живописи — картина талантливого художника Э. Мунка «Весна». В комнате две женщины — старая и молодая. Девушка, как видно, тяжело больна и полулежит в кресле. А за раскрытым окном— весна: свежий ветер вздувает занавески, сквозь них проникают солнечные лучи, в окна заглядывают зеленые ветви. Грустно болезненное лицо девушки, бессильно опустились руки — она не может насладиться дарами весны. Быть может, это тоже «последняя весна»? Отметим попутно, что оба эти произведения почти «ровесники». Григ написал свой романс в 1880 году, Мунк картину — в 1889-м.
Позже Григ сделал переложение «Весны» для струнного оркестра. В прозрачной, выразительнейшей оркестровке она впечатляет необычайно! Так же незабываемо впечатление от звучания этой песни в голосе с сопровождением оркестра.
Интересна пятая песня цикла — «У реки». Начинается она Ласковым светлым пейзажем. Ля мажор — «тональность светлой природы» (в этой тональности у Грига — «Бабочка» из опуса 43, песня «У горного потока» из цикла «Девушка с гор»), устойчивая, выдержанная на органном пункте тоники гармония, мягкое колыхание ритма и плавная мелодия — все выражает безмятежный покой.
Но покой этот обманчив. Мажор вскоре переходит в минор, а в середине тональная устойчивость и вовсе нарушается. Тональности мелькают, не успев закрепиться, гармонии хроматизируются. Мелодия развивается в напряженных секвенциях, звучание наполняется острым волненьем. Здесь выражена основная мысль философского стихотворения Винье: как лес доверчиво склоняется к губящей его воде, так и люди, доверившись внешней красе,—

«тому любовь свою дарят,
кто им готовит смертный яд».

С какой горечью декламирует эти слова вокальная мелодия! Примечателен конец песни — своеобразная реприза-кода. После драматического развития образ безмятежного покоя уже не возвращается, а дается как бы «воспоминание-сожаление» о нем. Первая тема проходит только в партии фортепиано; светлая тональность ля мажор не показана здесь в «чистом виде», как в начале: органный пункт тоники покрыт сумраком хроматически неустойчивых гармоний. В этой песне много типично григовского: неоднократное сопоставление одноименного мажора и минора, квинтовые бурдоны, нисходящие хроматизмы. «У реки» близка ибсеновской песне Грига «С лилией» — тот же мотив внешней красоты, под которой таится губительное коварство. Сходны и приемы музыкального выражения — контраст светлого, мягкого образа и драматически-смятенного.
Романтическая дымка окутывает песню «Видение» поэтичный вальс.

Вальс — изящный и стремительный, полный волнения и поэзии,— как часто этот любимый танец XIX века появляется в музыке, когда композиторы рисуют образ мелькнувшего недолгого счастья или мимолетной встречи, оставившей глубокий след в душе (Вальс-фантазия Глинки, «Средь шумного бала» Чайковского, вальсы Шопена — особенно напоенные мечтательностью Третий и Седьмой; поздний «отзвук» таких вальсов — Вальс Наташи в «Войне и мире» Прокофьева). Именно такой вальс — песня «Видение». Содержание напоминает пушкинское «Я помню чудное мгновенье».
Выразительно развитие первой части. Подвижная, устремленная мелодия взлетает вверх и вдруг останавливается, трепетно вопрошая:



Романсы - ноты


«Ответ» (плавно ниспадающая фраза) полон печали, особенно горестной в настойчиво повторяющихся заключительных возгласах («Навеки, навеки остался»).
Чудесна эта широкая и пластичная мелодическая линия — «волна», с типично григовским сочетанием устремленности и «кружений» вокруг одного звука (вспомним «Летний вечер»). Грусть и волнение, сожаление о прошлом и романтический порыв к недосягаемой, ускользающей мечте слышатся в музыке первой части песни с ее неожиданными, прихотливыми «поворотами» в мелодии й ритме. Середина контрастна: мажор, замедленный теми, сдержанно торжественные аккорды. Это словно само «светлое видение».
Горько возвращение к сознанию:

Той, что была,
Как утро, светла,
Не стало, не стало.

В музыкальном облике песни узнаем многие знакомые, восходящие к фольклору черты григовского почерка: короткий «свирельный» наигрыш во вступлении; выдержанные квинты с форшлагами в сопровождении, в мелодии — восходящая кварта из-за такта и еще подъем в диапазоне децимы (вспоминаются «Летний вечер», «Песня Сольвейг», «Тайная любовь» и еще многое у Грига); сопоставление одноименного мажора и минора. Вместе с тем в «Видении» есть особая легкость, изящество, свойственные григовским танцевальным образам. Песня напоминает «Танец Анитры» из «Пера Гюнта».

«Старая мать» — иной образный аспект песен Винье — Грига. Сыновняя любовь и благодарность матери, которая даже в старости «крепит храбрый нрав» сына и рождает в его душе «прилив могучих сил», выражены просто, строго и величаво, в духе народных песен. Эта сдержанная, но полная душевного тепла, певучая «Старая песня» стала в Норвегии народной **.
Заключительная песня цикла («Моя цель») рисует образ неуклонно стремящегося вперед человека, преодолевающего все трудности на пути к цели.

Стиль Грига здесь монументален: широкие масштабы, мощный аккордовый склад фортепианной партии, энергичная вокальная декламация с лапидарным, устремленным ввысь мелодическим контуром и упругим ритмом (жанровые корни — марш). По образу напоминает «Благодарю за совет».
«12 мелодий на стихи Винье» — высокое достижение зрелого творчества Грига, песни-думы о жизни, объединенные в целостный цикл. Образ человека, идущего по трудному жизненному пути (первая и последняя пьесы)— своеобразная «рамка», внутри которой развернута «сюита» образов и размышлений. Этот цикл существенно отличается от андерсеновских и бьернсоновских песен: там — непосредственное отражение картин, эмоций, здесь господствуют созерцание и раздумье. Умудренность зрелых лет пришла на смену импульсивной пылкой молодости. Песни Грига — Винье продолжают и развивают линию ибсеновских монологов Грига — и по образам и по средствам выражения.

Есть, однако, различия между этими двумя циклами. За те четыре года, которые пролегли между ними, композитор преодолел мучительный внутренний кризис, острота страданий утихла. Укрепил его и год жизни в Хардангере. В песнях опуса 33 нет таких глубоко трагических произведений, как «Скрылась», эмоциональная атмосфера здесь более ровная.

1 2 3 4 5