Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский (книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть первая

ИНТРОДУКЦИЯ И ФУГА
Andante sostenuto, d-moll. Moderato e con anima, d-moll — D-dur

 

 

Первая часть сюиты служит своего рода вступлением, «увертюрой» к остальным ее номерам и имеет обобщенный характер.
Основу первой части образует фуга — высшая форма полифонической музыки. В период господства полифонии в западноевропейской музыке фуга являлась важнейшей и очень распространенной музыкальной формой; большое развитие она получила, в частности, в творчестве Баха и Генделя. Однако к XIX веку фуга успела уже утратить свое значение; композиторы стали прибегать к ней лишь в особых случаях, например, стремясь воспроизвести колорит старинной музыки. Фуга стала необычной музыкальной формой и благодаря этому приобрела черты «характерной» пьесы. Подобным образом она воспринимается и в первой сюите Чайковского. Важно отметить также, что Чайковский, как и другие композиторы XIX—XX веков, обратившись к фуге, трактует ее своеобразно, вносит в нее новые черты, не характерные для старинной фуги.

Введением к фуге, ее подготовкой служит довольно протяженная интродукция, основанная на развитии трех тем.
Первая тема интродукции—неспешно, размеренно развертывающаяся мелодия мрачного, почти зловещего характера. В ней, несомненно, есть что-то общее с образами симфонической поэмы Чайковского «Франческа да Римини», рисующими картины ада. Сумрачность -колорита связана и с тусклым, «мертвенным» тембром фаготов, которым поручено первое проведение темы. Своеобразный «фон» к мелодии составляют взволнованные, трепетные «всплески» у струнных:

Ноты к произведениям Чайковского

Наполненное сдержанной патетикой развитие темы обрывается паузой, после которой вступает у первых скрипок новая тема. Ей свойственно большое внутреннее напряжение и вместе с тем плавность, напевность:

Скачать ноты для фортепиано

Тема эта тотчас же подхватывается вторыми скрипками, затем альтами, виолончелями, контрабасами; образуется фугато, как бы начало маленькой фуги.
Весь последующий раздел интродукции—непосредственная подготовка фуги. Вначале здесь полифонически разрабатывается основная тема интродукции, а в конце раздела появляется третья тема—самая эмоциональная во всей интродукции, близкая к русской городской песенности. После первых меланхолических, обрывающихся на недоуменном «вопросе» попевок возникает страстный лирический порыв, который постепенно растет и крепнет:

Скачать нотные сборники

Вскоре достигается яркая кульминация, затем напряжение быстро спадает. Вновь возвращаются интонации первой темы интродукции, звучащие здесь более спокойно, «примиренно».
В основе фуги лежит энергичная, упругая тема. В ней заметны черты, типичные для темы старинной фуги — вначале звучат более яркие, характерные интонации («ядро» темы), которые сменяет мелодическое движение очень обобщенного, мало индивидуализированного плана. Порыв, решимость начала темы словно «растворяются», рассеиваются в завершающем ее текучем, равномерном мелодическом движении. Но можно указать и на некоторые отличия данной темы от тем старинных фуг, например, бахов-ских: если там, <как правило, в «ядре» темы использовались особенно острые, неустойчивые, напряженно звучащие интервалы, здесь «ядро» строится на звуках устойчивых. Примечательна большая напевность темы — в ней в скрытом виде содержатся песенные, романсовые интонации:

Пример нот

Стремясь подчеркнуть обобщенный характер музыки, Чайковский постоянно смешивает тембры струнных и деревянных духовых инструментов, благодаря чему образуется некий «средний», не очень определенный тембр. Этот тембр напоминает звучание органа — инструмента, который в эпоху господства полифонии играл важнейшую роль. Основная тема фуги дается в такой оркестровке и в первом своем проведении (вторые скрипки, гобои, кларнеты), и в последующих.

Развивается фуга очень напряженно и целеустремленно. Тема проходит у различных инструментов оркестра, на нее наслаиваются другие голоса, образуя вязкую полифоническую ткань. Проведения темы время от времени прерываются так называемыми интермедиями, звучащими по большей части прозрачно, облегченно. Они как бы дают отдых слушателю; одновременно в них словно накапливаются силы для следующих мощных проведений темы.
Вначале тема в общем остается почти неизменной, иногда приобретая лишь новую светлую, мажорную окраску. Далее ее облик меняется более ощутимо. В одном из проведений она звучит подобно фанфарному «кличу». Затем следует так называемая стретта, обычная в полифонических формах. Это словно перекличка голосов на интонациях темы: еще до того, как тема закончилась в одном голосе, она вступает в другом, затем в третьем и так далее. После небольшой интермедии начинается новая стретта, однако менее драматичная, скорее «утверждающая» тему (возвращается основная тональность фуги). Но это еще не реприза. Вскоре напряжение вновь вырастает до предела. Могучие трубные возгласы, поддержанные валторнами и деревянными, ведут к проведению темы в увеличении. Она звучит здесь у валторн и фаготов внушительно и тяжеловесно, сопровождаемая стремительно, подобно вихрю, взметающимися вверх пассажами струнных и деревянных.

Еще одна очень насыщенная, остро драматичная стретта, в которой попевки темы выступают в совершенно преображенном, неустойчивом облике, вводит заключительное, репризное проведение темы. Она громогласно провозглашается большей частью инструментов оркестра в унисон. При этом и сама тема изменяется — во второй ее части быстрое, вносившее известную суетливость последование звуков сменяется более замедленным, благодаря чему и вся тема звучит теперь величаво, торжественно.
В самом конце фуги, после отголосков эпизодов-интермедий, еще раз появляется тема, теперь уже з светлом мажорном фанфарном варианте. Это словно призыв, показывающий, что вступительная часть сюиты завершилась, и слушатели должны сосредоточить свое внимание на восприятии последующих частей.