Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский (книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть вторая


ДИВЕРТИСМЕНТ
Allegro moderato, B-dur

 

 

Дивертисмент представляет собой, по определению самого Чайковского, пьесу «в ритме вальса». Однако это отнюдь не танец. Название «дивертисмент», может быть, не совсем удачное, тем не менее указывает на сочетание разнородных, связанных с различными жанрами образов. При этом в основе данной части лежат вальсообразные темы. Пьеса, которая представляет собой великолепный образец поэтизации вальса, возможно, таит в себе замысел почти программного типа, с противопоставлением образов внешнего, объективного плана и личных переживаний героя!

Контуры основной темы постепенно намечаются в небольшом вступлении, порученном солирующему кларнету. И точно так же кларнетом соло поется вслед за этим основная тема дивертисмента. Это грациозная, изящная вальсовая мелодия с несколько прихотливым ритмическим рисунком:

Ноты - Чайковский

Хотя тема дана в мажоре, тембр кларнета, звучащего одиноко, в то время как все прочие инструменты молчат, сообщает ей легкий оттенок элегичности, который далее выступает еще более ощутимо благодаря отклонению в минор, интонациям «вздоха» в следующем маленьком построении. Оно приводит к возвращению темы, снова у солирующего кларнета, но уже с. типически вальсовым аккомпанементом струйных pizzicato.


И вдруг скрытая до того где-то в глубинах души грусть прорывается во второй теме дивертисмента. Словно страстные скорбные стенания, звучат ее первые интонации; «о вскоре порыв никнет, мелодия бессильно скатывается вниз:

ноты к мелодии

Четырежды проводится эта взволнованная тема, тема середины первого большого раздела дивертисмента (он написан в так называемой сложной трех-частной форме). Каждый раз, как и в первом проведении, ее исполняют скрипки и виолончели в октаву (в третьем и четвертом проведениях присоединяются подголоски у других инструментов струнной группы).
Затем наступает успокоение — отголоски второй темы дивертисмента в мажоре у одних деревянных духовых приобретают смягченный и одновременно несколько причудливый характер. После этого эпизода особенно тепло звучит основная тема, порученная первым скрипкам, в то время как деревянные духовые плетут богатый «узор» фигурации.
В заключении первого раздела дивертисмента проходят мягкие, «баюкающие» интонации, однако в самом конце возникает беспокойная попевка — словно напоминание о былых вспышках горестного чувства:

Скачать ноты

 

Средний раздел дивертисмента открывается светлой, чрезвычайно плавной, гибкой и «текучей» валь-сообразной темой у гобоя, сопровождаемой «всплесками» pizzicato струнных:

Скачать ноты для фортепиано

Ноты из балетов Чайковского

Музыка сразу же вызывает представление о балетной пантомиме, заставляет вспомнить и некоторые эпизоды балетов Чайковского. Середина этого раздела строится на драматической перекличке: беспокойные попевки у деревянных духовых (взятые из окончания первого раздела) чередуются с грозными «ответами» струнных. Затем вновь звучит гибкая, подвижная вальсообразная мелодия.
Далее в соответствии с принципом построения трехчастной формы возвращается музыка всего первого раздела. Она проходит здесь без особых изменений сравнительно с первым разделом, только основная мелодия дается вначале у валторн вместо кларнета и не соло, а внутри пышной оркестровой ткани.