Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский(книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть четвертая

МИНИАТЮРНЫЙ МАРШ
Moderato con moto, A-dur

 

 

Эпитет «миниатюрный» относится не только к размерам марша, но и к характеру его музыки. Это своеобразное сказочно-фантастическое, кдрикатурно-шуточное преломление жанра марша. Примечательно, что Чайковский дервоначально хотел назвать пьесу «маршем лилипутов». Б. В. Асафьев в своей работе «Инструментальная музыка Чайковского» определил этот марш как «кукольный», сравнивая его звучание со звучанием «механического органчика». Как известно, подобные произведения, юмористически изображающие «неживой», «кукольный» миниатюрный и хрупкий мир, есть и у других русских композиторов.

Одним из любопытных образцов может служить «Музыкальная табакерка» Лядова. Сам Чайковский помимо «Миниатюрного марша» создал несколько пьес такого же рода («Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», ряд эпизодов в балете «Щелкунчик»), Фантастическая и одновременно юмористическая трактовка жанра марша восходит к знаменитому «Маршу Черномора» из «Руслана и Людмилы» Глинки.

В «Миниатюрном марше» господствует «облегченный», хрупкий колорит звучания. Чайковский исключает из состава оркестра все инструменты с густым «низким» звуком, все медные инструменты. Струнные инструменты представлены только скрипками, которые композитор, однако, привлекает не для «пения», обычно выражающего теплое человеческое чувство, а для воспроизведения острых, отрывистых звучаний
(pizzicato). Одновременно Чайковский вводит в оркестр инструменты со своеобразным «звонким» звуком— колокольчики и треугольник. Широкое применение в этой пьесе находит и малая флейта (пикколо) с ее светлым, а порою пронзительно острым звучанием.
Причудливый, фантастический характер носит уже первая тема марша. Основная ее мелодия звучит у флейты-пикколо в очень высоком регистре. В ней обращают на себя внимание острые, напряженные интонации, назойливо-механичные повторы попевок:

Скачать ноты

Необычный, «сказочный» характер музыки определяется и особенностями развития — остановки движения происходят не там, где их ожидает слушатель (так, в конце первой темы переключение в новую тональность оттягивает остановку движения). В небольшом эпизоде связующего, промежуточного значения, подобном размеренному «игрушечному» хороводу, голоса флейт и скрипок то сближаются, то расходятся в разные стороны. Эпизод этот приводит к возвращению основной темы марша.
В начале среднего раздела марша (трио) создается очень колоритное прозрачное и звенящее «волшебное» звучание — мелодию здесь ведут четыре скрипки и колокольчики в высоком регистре. Музыка звучит так размеренно, словно это играет заводная «музыкальная шкатулка»:

Скачать ноты для фортепиано

Во втором проведении мелодия трио интонируется еще более нежно и прозрачно флейтами, гобоем и колокольчиками.
Завершается «Миниатюрный марш» новым проведением основной темы.