Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский (книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть пятая

СКЕРЦО
Allegro con moto, B-dur

 

 

После «Миниатюрного марша» неожиданным контрастом врывается скерцо. Если в «Миниатюрном марше» (композитор рисовал с добродушным юмором сказочные, фантастические образы, то здесь он запечатлевает образы вполне земные, реальные. Скерцо отличают веселое оживление, энергия; в нем очевидны связи с народным музыкальным искусством, прежде всего с народным танцем. Шуточное, скерцозное значение приобретают здесь и сопоставления остро контрастных элементов, и внезапные тональные сдвиги, и «бесконечные» повторы сходных ритмических фигур. В юмористическом плане используются и полифонические средства — имитации воспроизводят здесь веселую игру, шуточное передразнивание. Отметим, что скерцозная трактовка полифонии — прием, характерный для русской музыкальной школы еще со времен бессмертной «Камаринской» Глинки.

Ведущая тема скерцо, несомненно, родственная русским народным плясовым мотивам, отличается стихийной силой, удалью. В ней ясно различаются два дополняющих друг друга элемента; начальным размашистым «раскачиваниям» отвечает более плавное и вместе с тем «сухое», отрывистое мелодическое движение:

Скачать нотные сборники


С самого начала скерцо возникают яркие тембровые контрасты: основная тема поручена здесь струнным (мелодию ведут первые скрипки и альты), но тотчас вслед за ней громогласно вступают деревянные, как бы «утверждающие» окончание темы; потом на нисходящих гаммообразных ходах опять звучат струнные (pizzicato), что снова дает иную тембровую окраску. Здесь словно чередуются разнообразные «колена» удалой русской народной пляски. После разработочной середины возвращается первоначальный тематический материал, но в варьированном, обновленном виде, в еще- более мощном звучании.
Средний раздел скерцо имеет сложное строение. Вначале в выразительном диалоге скрипок и альтов, перемежаемом репликами деревянных, разрабатываются интонации основной темы. Потом вступает новая тема — плавная, монотонная, заунывная и вместе с тем плясовая. Она родственна некоторым танцевальным напевам народов Кавказа:


Ноты к произведениям Чайковского

Несомненное сходство эта тема имеет и с лезгинкой из «Руслана и Людмилы» Глинки.
Тема «лезгинки» переходит от инструмента к инструменту, обогащается выразительными подголосками. Постепенно энергия ее ослабевает, появляются стремительные гаммообразные пассажи, как будто готовящие возвращение основной темы скерцо. Но вместо нее неожиданно в басах тяжело и массивно снова вступает та же тема «лезгинки». Наконец, энергия иссякает, развитие музыки прерывается, и остаются звучать только одни литавры ррр.
И вдруг вновь стремительно нарастает волна пассажей, которые на этот раз действительно приводят к возвращению основной темы, а вслед за ней и всего первого раздела скерцо — буйная народная пляска снова в полном разгаре.
Завершает скерцо небольшая кода.