Ю. Хохлов - Оркестровые сюиты Чайковского

ПЕРВАЯ СЮИТА

Чайковский (книги, литература)

Ноты



Библиотека слушателя концертов

 

Часть шестая

ГАВОТ
Allegro, D-dur

 

 

Последняя часть сюиты контрастирует скерцо и более размеренным, почти маршеобразным движением и самим характером образов. Часть эта представляет собой стилизацию старинного французского танца. Жанр гавота получает здесь глубоко оригинальное преломление — композитор насыщает пьесу юмором, гротеском. Примечательно, что такая трактовка гавота в последующее время стала очень распространенной. Образцами ее могут служить широко известные гавоты С. С. Прокофьева.


Первые отрывистые аккорды струнных воспринимаются как появляющийся до мелодии аккомпанемент (что нередко бывает, скажем, в романсах и песнях); не приковывают к себе особого внимания и последующие гаммообразные ходы деревянных, передающиеся от инструмента к инструменту. Но дальнейшее развитие музыки показывает, что это и есть начало самой темы гавота, спокойной, светлой, изящной, очень обобщенной по характеру и в то же время несколько причудливой. В ней, несомненно, нашли преломление и черты другого танца — польки-пиццикато:

 

Ноты к произведениям Чайковского

Гавот написан в типичной для такого рода танцев сложной трехчастной форме, в которой третья часть повторяет первую; каждая из частей также складывается из трех меньшего размера разделов, последний из которых повторяет первый. В середине первой части причудливость, гротеск выступают еще сильнее. Насыщенные, «густые» и звонкие аккорды валторн противопоставляются здесь изящным, закругленным фразам флейт и скрипок.

Средняя часть гавота (трио) контрастирует крайним частям благодаря своему народному колориту. Композитор обращается к одной из разновидностей гавота, так называемой мюзетте. Об этом свидетельствует и характер мелодии, близкой народным инструментальным наигрышам, и непременная принадлежность мюзетты — волыночная выдержанная квинта в басовых голосах. Вместе с тем и здесь заметны юмористические, гротескные черты. Одновременно с легкой, прозрачной основной мелодией у первых скрипок (она словно воспроизводит игру деревенского скрипача) звучит причудливый, угловатый, насыщенный хроматизмами подголосок у фаготов:

Скачать ноты для скрипки


В дальнейшем намеченное в этом подголоске гаммообразное хроматизированное восхождение переходит к струнным (тремоло), способствуя драматизации музыки.
Повторение первой части гавота перерастает в блестящую, огненную коду всей сюиты. Кода основывается на теме фуги первой части, которая дана в мажоре в фанфарном, торжествующе-победном звучании. Появление в самом конце сюиты темы первой ее части словно перекидывает арку от начала произведения к его концу, придает ему закругленность, способствует восприятию всех составляющих сюиту разнообразных пьес как частей единого целого.