Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

Д.Кабалевский (ноты)



Очерк о жизни и творчестве композитора

 

ОТ АВТОРА

 

 

Вскоре после того, как вышла в свет моя книга для детей о музыке — «Про трех китов и про многое другое», я решил попытаться написать, книгу о музыке для молодежи. Причина была, в сущности, та же самая: многочисленные встречи и большая переписка ^— следовательно, множество самых разнообразных вопросов, волнующих, судя по всему, пе только тех, кто их задает, но и многих других. Новая книга должна была ответить на наиболее часто задававшиеся вопросы. В то же время с каждым годом обострялось противоречие между моим желанием обстоятельно ответить на все эти вопросы и невероятной занятостью, не позволявшей мне это желание выполнить. И пока я раскапывал груду писем, отыскивая наиболее для меня важные и интересные, хронический «цейтнот» дал о себе знать с особой силой: я в, это время с головой погрузился в общеобразовательную школу с намерением перестроить существующую там ныне систему музыкального обучения и воспитания. Оставив ^консерваторию, которой отдал 40 лет своей педагогической жизни, я пошел учителем музыки в 1-й классе 209-й московской общеобразовательной школы. Пошел не один, а с группой отличных молодых музыкантов-педагогов. Нам создали «Лабораторию по музыкальному обучению и воспитанию» при НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, и сейчас по предложенной мною и разрабатываемой лабораторией новой системе ведут занятия в I—IV классах уже более 500 учителей в городах, поселках и деревнях России и некоторых других республик. Среди этих учителей есть и многоопытные, эрудированные педагоги, но в основном это молодежь, жаждущая нового, отвечающего требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, полностью разделяющая мысль замечательного советского педагога В. А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это воспитание не музыканта, а прежде всего человека». Эти слова я взял в качестве эпиграфа к новой программе по музыке.

Мне стало ясно, что на новую книгу времени я не найду, тем более что незаконченной оставалась еще книга «Как рассказывать детям о музыке», а кроме того, я нет-нет да и «вспоминал» о том, что я композитор, и брался за нотную бумагу.
Но все же окончательно отказываться от замысла книги мне не хотелось. Я еще раз перечитал копии своих писем, написанных в разное время в ответ на письма школьников-старшеклассников, студентов, пионервожатых, комсомольских работников, учителей, воспитателей, родителей маленьких музыкантов. И показалось мне, что среди этих писем есть такие, которые могут представить интерес для молодых читателей, так как затронутые в этих письмах вопросы продолжают волновать молодежь и сегодня.
Тогда я попросил поэта В. И. Викторова, с которым нас связывают многие годы самой тесной творческой дружбы (на его стихи я сочинил более 30 песен для детей, включая почти все «Артековские песни»), «поколдовать» над этими письмами, посмотреть, нельзя ли хоть отчасти заменить ими ненаписанную книгу. С подлинно дружеской отзывчивостью взялся он за этот непростой труд — надо было переворошить десятки папок, забитых письмами и моими ответами, пересмотреть мои статьи в журналах, стенограммы выступлений. Так родилась эта книга.
Я надеюсь, что те, кому адресованы мои письма, не будут в претензии за их опубликование, тем более что во многих письмах изменены фамилии, имена. Кроме того, даже в самых «сердитых» письмах я ведь восстаю не против личности своего корреспондента, а против тех или иных воззрений, которые считаю ошибочными, ложными.

Круг вопросов, затронутых в этой книге, довольно широк, во всяком случае, он выходит за пределы музыки, хотя музыка, естественно, осталась в центре. По форме своей книга ассоциируется у меня с «ответами на записки из зала» — иногда очень лаконичными, иногда более обстоятельными. Тут и дружеский разговор с пионервожатыми, и напутствие школьникам-выпускникам; сердитый разговор с учителем, полагающим, что джаз — это «идейное оружие империализма», а потому его следует запретить, и письма родителям о сложностях воспитания художественно одаренных детей; мысли о музыке Прокофьева, Шостаковича и об их младших современниках, некоторые соображения о связи музыки с литературой и живописью; попытка разобраться в таких противоречивых явлениях современной музыки, как рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» и новейшие явления буржуазного «авангардизма», размышления о выборе профессии, в частности о нелегкой, но увлекательной профессии учителя.
Все эти вопросы, однако, не так уж далеки друг от друга. В сущности, все это различные грани единого, важнейшего сегодня вопроса о духовной культуре молодого человека нашего общества. Ведь суть этого вопроса не в том, какова будет профессия сегодняшнего молодого человека, а в том, каким будет его духовный мир, его мировоззрение, его нравственность, его отношение к труду, к окружающим его людям, к своему месту в обществе.

Искусство может и должно играть очень большую роль в формировании духовной культуры человека. Огромные возможности, заложенные в нем, реализуются сегодня далеко еще не в полной мере, поэтому и не в полной мере раскрываются еще необъятные духовные силы человека.
Хороший педагог-воспитатель, в какой бы области знаний он ни трудился, всегда сделает искусство своим помощником. Таким же помощником может стать искусство и для любого молодого человека, занимающегося самообразованием.
Профессия тут ни при чем. «Как музыка Бетховена, Моцарта, Чайковского и Мусоргского нужна, необходима химику, агроному, философу и хирургу, точно так же всем им невозможно жить полностью, а работать и творить на полную мощь без вдохновляющих созданий Гомера, Данте, Шекспира и Пушкина». Этими словами выдающегося советского хирурга С. С. Юдина мне хочется закончить свое короткое предисловие к книге, которая — я очень надеюсь на это — сможет оказаться интересной и полезной молодым специалистам любой области. Ведь речь в ней идет о музыке не как о профессии, а как о ценнейшей части духовной культуры любого молодого человека, а не только молодого музыканта.