НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Дорогие мои, хорошие друзья!
Спасибо вам за обстоятельное письмо из-за приказ по «Бригантине». Я охотно
принимаю назначение в команду «бригантины» на должность впередсмотрящего
и постараюсь оправдать это почетное назначение хотя бы при помощи своего
высокого роста. А если удастся увидеть впереди еще не тронутую, увлекательную
тему для новой школьной песни, да еще сочинить мало-мальски сносную музыку
к этой песне — тогда уже буду отчитываться перед командованием «Бригантины»,
как мне положено, по всей куплетной форме, на нотной бумаге!
5 февраля 1965 г.
Получил я ваше письмо со статьями из газеты.
Выступление Бориса Запорожца меня удивило и очень огорчило. Просто поразительно,
как он ухитрился в такой маленькой заметке высказать столько неверных
и странных мыслей. Конечно, «отметка» в школьной жизни не пустяк, но разве
отметки отражают весь внутренний мир школьников?! Я допускаю, что не сам
Борис придумал заголовок статьи, но мысли его дают повод именно к такому
названию. А название это, как и сами мысли, возвращают нас к давным-давно
осмеянной и погребенной дискуссии на тему «Нужен ли инженеру Чайковский?».
Я всегда утверждал, что такую дискуссию (уж если ее затеяли) организаторы
должны были назвать иначе: «Должен ли инженер быть культурным человеком
или это для него не обязательно?» Более несуразное противопоставление
— «учиться или петь» — трудно даже представить. А дальше совсем удивительно
получается. Как-то незаметно (быть может, даже для самого себя) Борис
вдруг приравнивает пение (то есть музыку, искусство!) к «веселому времяпрепровождению»,
к «радостям и пустякам, которые так красят жизнь», к «веселому отдыху».
Это уж совсем удивительно! Очень печально, если Борис на самом деле так
думает. Но что-то мне не верится, во всяком случае, очень не хочется верить
в это. Вы пишете, что Борис мечтает о карьере журналиста. Это замечательная
профессия! И я уверен, что, по-настоящему вглядевшись и вслушавшись в
жизнь, как это положено хорошему журналисту, он согласится с вами. Вот,
по-моему, ответили ему Очень убедительно и дружелюбно (вот такой дружелюбности,
к сожалению, в его заметке, по-моему, малость не хватает!). Больше всего
мне хочется, чтобы Борис понял, что неразумно приравнивать музыку (даже
если это простая песня) к развлечению. Кстати, и песни бывают разные —
и очень легкие, чисто развлекательные, и очень глубокие, серьезные, бескогечно
содержательные. Есть люди, для которых весь смысл искусства в том, чтобы
оно развлекало их, доставляло им бездумный, легкий и веселый отдых. Такие
люди, не задумавшись, готовы отвергнуть и Бетховена, и Моцарта, и Мусоргского,
и Прокофьева — ведь эта музыка их не «развлекает», не «обслуживает» их
веселого, бездумпого отдыха!
Нет, положительно не верю я в то, что Борис на самом деле так думает.
Просто он чего-то недодумал в своих взглядах на жизнь, на искусство, на
музыку. А может быть, просто не сумел их толково изложить, и мы с вами
теперь его браним за это.
Во всяком случае, как всякий дружеский спор, этот спор, вероятно, принесет
пользу и ему и всем вам, так как в споре этом вам пришлось еще раз передумать
и отшлифовать некоторые свои взгляды и убеждения.
20 марта 1965