ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Занимаясь с Вашим сыном, направляя (насколько это возможно в переписке) его творческие занятия, я принимаю участие не только в его обучении, но и в его воспитании, поскольку одно от другого неотделимо. Обучать ребят нелегко, воспитывать — во много раз труднее. Особенно ребят, занимающихся искусством. Иногда в них порой незаметно для них самих и для окружающих возникают опасные, отрицательные черты: ложное представление о своей якобы исключительности, о том, что их способности ставят их в особое положение среди других ребят, иногда в них появляются нескромность, высокомерие, зазнайство. Огромная ответственность лежит на родителях и учителях этих ребят и огромной трудности задача: воспитать их так, чтобы не возникли в них эти дурные черты.
.Я просмотрел все пьесы Вашей дочери. На меня они произвели самоз лучшее
впечатление. Сейчас, в семилетнем возрасте, на той ступеньке музыкального
развития, на которой Ваша девочка сегодня находится, невозможно, конечно,
делать какие-то выводы, высказывать более или менее уверенные прогнозы,
но мне кажется, что она обладает очень хорошими музыкальными способностями,
природным вкусом, настоящей творческой фантазией. Это последнее качество,
особенно важное для творчества, сказывается в том, что девочка старается
(видимо, она делает это интуитивно) не повторять ранее найденную фразу,
мотив, а развивать их, находя какие-то варианты, отклонения, добавления
и пр.
Должен ли я говорить Вам о том, как хорошо я понимаю Ваши трудности —
трудности воспитания музыкально одаренного ребенка: развивать в ней серьезное
отношение к музыке, сохраняя при этом естественную, радостную любовь к
музыке, увлеченность ею, воспитывать музыканта и одновременно скромного
ребенка, не думающего о том, что он одаренный, а потому «особенный» ребенок.
.Я глубочайшим образом убежден, что в области искусства (более, чем в
любой другой области!) образование, обучение неотделимо от воспитания
— воспитания в самом широком смысле этого слова. Такое единство обучения-воспитания
должно последовательно осуществляться с самого раннего возраста. Что самое
страшное, самое губительное для ребенка, обладающего творческими способностями?
Прежде всего сознание своего превосходства над своими сверстниками. Ведь
хороший художник — прежде всего хороший человек. Л может ли человек быть
хорошим, если он воспитан в атмосфере, способствовавшей укреплению в нем
этого самого чувства превосходства. Подавляющая часть «вундеркиндов» печально
окончила свою карьеру не оттого, что творческие способности их оказались
недостаточными, чтобы стать настоящим большим художником-артистом, а оттого,
что воспитание их было таково, что способности притуплялись, вместо того
чтоб расцветать. К сожалению, как это ни парадоксально, очень часто непоправимый
вред одаренным ребятам наносят те, кто должен был бы больше всех способствовать
нормальному и успешному их развитию, — их родители.
.Вы, музыкант, знаете, что такое искусство, знаете, как нелегок путь художника,
каких огромных человеческих усилий стоит достижение здесь каких-либо заметных
результатов, какой гигантский труд (а не только способности!) здесь нужен.
1959, 1972 гг.
Учителя музыки. Ростов Великий, 1960г.