Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

Из письма к В. А.
г. П.

 

 

Я думаю, что Вы не правы, говоря, будто никто ничего не потеряет, если Вас освободят сейчас от работы учителя. Прежде всего: считая себя вправе не отработать положенного срока после окончания вуза там, куда Вас направили, Вы должны признать такое же право за всеми, оканчивающими любой вуз. У Вас ведь еще нет оснований говорить о своей «исключительности», дающей Вам право быть освобожденным от обязательств, которые налагает на всех девушек и юношей 5-летнее обучение в вузе за счет государства.
Но не только для государства, и для Вас самого было бы несомненной потерей, если бы Вы бросили сейчас свою (пусть даже временную) учительскую работу. В юные годы мне пришлось работать и тапером в кино, и делопроизводителем в домоуправлении, и даже почтальоном. Я не жалею: все это дало мне хороший жизненный опыт и, как видите, не помешало стать профессионалом музыкантом. Вам посчастливилось: в Ваших руках одна из самых чудесных, самых благородных профессий. Вы учитель! И, судя по Вашему письму, хороший учитель, не только формально-добросовестно относящийся к своей работе, но и творчески ищущий путей, чтобы дать своим питомцам как можно больше. Вы ежедневно общаетесь с детьми — лучшим, что есть на нашей планете. Они идут к Вам за знаниями, ждут, что Вы откроете им новые, неизвестные им миры. Трудно это? Очень трудно, невероятно трудно. Но это и прекрасно! Ничто не дает нам такого душевного богатства, как общение с детьми. Ничто так не шлифует нашу мысль, как педагогическая работа с детьми. Ничто не дает нам такого жизненного опыта, как проникновение в мир детей и юношества, стремление ответить на их вопросы, удовлетворить их интересы.
Л Вы говорите, что ничего не потеряют ни дети, ни Вы!

При всем этом я хорошо понимаю Ваше стремление к рисованию, к живописи, непреодолимое желание учиться, чтобы стать художником. Ну что ж, если в Вас действительно есть настоящий дар художника — он никуда не исчезнет, и Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что за 2 года потеряете способность учиться и даже просто держать карандаш в руках.
Я очень советую Вам прежде всего привлечь изобразительное искусство к своим урокам русского языка и литературы. Рассказы о художниках, сочинения на темы о художниках и их произведениях, рассматривание хороших художественных репродукций и умение рассказать о своих впечатлениях, возникающих при этом мыслях и чувствах — как все это может увлечь Ваших учеников, как все это обогатит Ваши уроки и Вам самому поможет углубиться в любимое искусство. К-тому же литература и изобразительное искусство так тесно и глубоко связаны друг с другом, что и отделить-то их невозможно.

И наконец, если в Вас есть настоящий дар художника — Вы всегда найдете время, чтобы рисовать, искать а находить себя как художник. Это, кстати, и будет самой серьезной проверкой Вашей художественной одаренности. И, кто знает, может быть, изобразительное искусство и педагогика станут сферой Вашей успешной деятельности. Пройдет год-два. Вы покажете свои работы (и обязательно общий уровень своей разносторонней культуры!) хорошим художникам-педагогам, они оценят Ваши возможности, дадут Вам рекомендации, и Вы будете поступать в художественный вуз, как мечтаете об этом сейчас.
Я от всей души желаю Вам самых лучших успехов.
1 сентября 1973 г.

Композитор Дмитрий Кабалевский
Композитор Дмитрий Кабалевский