ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Я думаю, что Вы не правы, говоря, будто никто ничего не потеряет, если
Вас освободят сейчас от работы учителя. Прежде всего: считая себя вправе
не отработать положенного срока после окончания вуза там, куда Вас направили,
Вы должны признать такое же право за всеми, оканчивающими любой вуз. У
Вас ведь еще нет оснований говорить о своей «исключительности», дающей
Вам право быть освобожденным от обязательств, которые налагает на всех
девушек и юношей 5-летнее обучение в вузе за счет государства.
Но не только для государства, и для Вас самого было бы несомненной потерей,
если бы Вы бросили сейчас свою (пусть даже временную) учительскую работу.
В юные годы мне пришлось работать и тапером в кино, и делопроизводителем
в домоуправлении, и даже почтальоном. Я не жалею: все это дало мне хороший
жизненный опыт и, как видите, не помешало стать профессионалом музыкантом.
Вам посчастливилось: в Ваших руках одна из самых чудесных, самых благородных
профессий. Вы учитель! И, судя по Вашему письму, хороший учитель, не только
формально-добросовестно относящийся к своей работе, но и творчески ищущий
путей, чтобы дать своим питомцам как можно больше. Вы ежедневно общаетесь
с детьми — лучшим, что есть на нашей планете. Они идут к Вам за знаниями,
ждут, что Вы откроете им новые, неизвестные им миры. Трудно это? Очень
трудно, невероятно трудно. Но это и прекрасно! Ничто не дает нам такого
душевного богатства, как общение с детьми. Ничто так не шлифует нашу мысль,
как педагогическая работа с детьми. Ничто не дает нам такого жизненного
опыта, как проникновение в мир детей и юношества, стремление ответить
на их вопросы, удовлетворить их интересы.
Л Вы говорите, что ничего не потеряют ни дети, ни Вы!
При всем этом я хорошо понимаю Ваше стремление к рисованию, к живописи,
непреодолимое желание учиться, чтобы стать художником. Ну что ж, если
в Вас действительно есть настоящий дар художника — он никуда не исчезнет,
и Вы глубоко заблуждаетесь, думая, что за 2 года потеряете способность
учиться и даже просто держать карандаш в руках.
Я очень советую Вам прежде всего привлечь изобразительное искусство к
своим урокам русского языка и литературы. Рассказы о художниках, сочинения
на темы о художниках и их произведениях, рассматривание хороших художественных
репродукций и умение рассказать о своих впечатлениях, возникающих при
этом мыслях и чувствах — как все это может увлечь Ваших учеников,
как все это обогатит Ваши уроки и Вам самому поможет углубиться в любимое
искусство. К-тому же литература и изобразительное искусство так тесно
и глубоко связаны друг с другом, что и отделить-то их невозможно.
И наконец, если в Вас есть настоящий дар художника — Вы всегда найдете
время, чтобы рисовать, искать а находить себя как художник. Это, кстати,
и будет самой серьезной проверкой Вашей художественной одаренности. И,
кто знает, может быть, изобразительное искусство и педагогика станут сферой
Вашей успешной деятельности. Пройдет год-два. Вы покажете свои работы
(и обязательно общий уровень своей разносторонней культуры!) хорошим художникам-педагогам,
они оценят Ваши возможности, дадут Вам рекомендации, и Вы будете поступать
в художественный вуз, как мечтаете об этом сейчас.
Я от всей души желаю Вам самых лучших успехов.
1 сентября 1973 г.