Д. Кабалевский - Дорогие мои друзья

ЕСТЬ О ЧЕМ ПОСПОРИТЬ

Д.Кабалевский (ноты)



Книга советского композитора

 

 

Из писем Ю.К. Гавердовскому
г. Москва

 

 

.Чем дальше, тем больше я прихожу к заключению, что интересные собеседники о музыке — это не только музыканты-специалисты, но и настоящие, знающие, ценящие музыку любители. Есть у меня среди этого рода людей (увы, не так часто их повстречаешь!) добрые друзья в разных местах — в Хабаровске, в Прибалтике, в Рязани, в других городах. Могли бы мы хоть изредка собираться — вот увлекательные беседы были бы! Вот когда поспорили бы да послушали бы хорошей музыки. Но даже на аккуратную переписку и то времени не хватает!
2 февраля 1961 г.

.Письмо Ваше — блестящий по стилю и точный по мысли памфлет. Конечно же, многое, что нынче происходит в музыке, отвратительно по своим эстетическим и этическим устремлениям и основам. С каждым Вашим словом я тут согласен. Сам возмущаюсь и пытаюсь, как могу, объяснить «что к чему» другим и бороться со всяческими заблуждениями, с весьма распространенным сейчас и даже модным идейно-философским инфантилизмом, а проще говоря — с безыдейностью и философской безграмотностью. Но, к величайшему счастью, всяческой абракадаброй, о которой Вы пишете, далеко не исчерпывается музыкальное творчество наших дней, и, более того, абракадабра эта практически не играет почти никакой роли в живой музыкальной жизни. Все исторически ценное, все двигающееся вперед и движущее вместе с собой музыкальную культуру продолжает оставаться настоящим искусством! За бортом этого настоящего искусства остались и продолжают оставаться все «правые» и все «левые» загибы, точнее — плоды этих загибов.

Самое плохое то, что вся эта злостная абракадабра все же оказывает дурное влияние на молодые, неокрепшие души и умы, затягивая в трясину иногда и бесспорно одаренных людей.
10 ноября 1967 г.

.Все, что Вы пишете об «авангардистах отечественного розлива», — с этим я полностью согласен. Огорчаюсь, сержусь, но надеюсь, что талантливая молодежь — а ее сейчас у нас изрядно много — окажется сильнее, чем все эти модники, крикливые, но малоталантливые. «Принципиальность» этих модников, кстати, восхитительна: послушайте, какую пошлость они сочиняют для кинофильмов. За деньги они могут быть и эстрадными пошляками. Фу, как это гадко!!

.О том, что любители музыки должны пропагандировать музыку, распространять свою любовь к музыке среди многих, что они должны и писать книжки о музыке.
Абсолютно правильно! А вы знаете Г. А. Пожидаева?! Я ему в высшей степени симпатизирую. Это не музыкант, но пишет о музыке так, как дай бог писали бы лучшие наши музыковеды. Не читали Вы его увлекательной книжки, напечатанной издательством «Молодая гвардия», — «Страна Симфония»? Разошлась эта книжка молниеносно. Сейчас готовится новое, расширенное издание. В ней о Чайковском, Бетховене, Прокофьеве, Шостаковиче, Огинском, Равеле.

.А я, знаете ли, сам согрешил и две недели тому назад сдал в Детгиз порядочных размеров книжку о музыке для школьников (с тайной, впрочем, мыслью, что книжку эту будут читать взрослые, а особенно молодежь). Толчком к написанию книжки этой послужили, конечно, мои беседы по радио. Но в ней нового по сравнению с этими беседами гораздо больше, чем общего. Исходной позицией остались «три кита». Книжка так и называется: «Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке». Объем книжки — 8 печатных листов, и будет много всяких рисунков, иллюстраций. Ведь книжка рассчитана на читателей, никогда музыкой не занимавшихся, поэтому в ней нет ни одного нотного примера! Представляете себе, как безумно трудно было такую книжку писать! Ведь это все равно что писать о живописи без единой репродукции или о поэзии без права цитирования хоть одной поэтической строки! Как мне удалось закончить свой опус — даже не понимаю (особенно при моей сверхчудовищной занятости).
18 июля 1968 г.

Сочинения Кабалевского
Композитор Дмитрий Кабалевский

 

Ноты к произведениям Кабалевского
Д. Кабалевский