НЕОТПРАВЛЕННЫЕ ПИСЬМА
Д.Кабалевский (ноты)
Книга советского композитора
Эти письма не были отправлены. И даже не были написаны. Но, рано или
поздно, я должен был написать их. Должен был ответить хотя бы на некоторые
вопросы, которые задавали мне мои знакомые и незнакомые друзья, но на
которые я до сих пор так и не ответил. Сейчас я отберу из этих вопросов
те, что связаны с проблемами современной музыки. Им и будут посвящены
эти «неотправленные письма».
Читателя своего я представляю себе таким, какими были, как правило, те,
кто задавал вопросы: молодым человеком, интересующимся музыкой, тянущимся
к ней, но не имеющим еще достаточных знаний и опыта, чтобы разобраться
в сложном сплетении противоречий мира современной музыки. Может быть,
мне хоть немножко удастся помочь им.
Когда я думаю о музыке в современном мире, мне приходит на ум реклама
одного нью-йоркского универмага: «Если вы не знаете, что вам нужно, заходите
к нам — у нас это есть!»
Современная музыка и современный универмаг — право же, это не такая уж
искусственная аналогия. Сколько бы мы ни ходили по многочисленным этажам
и отделам универмага, все заметить, во все всмотреться, все оценить положительно
невозможно уже по одному тому, что, пока мы знакомимся с содержимым нижних
этажей, ассортимент товаров на верхних успевает несколько раз смениться,
и то, что еще утром предлагалось покупателям в отделе новинок, к вечеру
перекочевывает в отдел уцененных товаров. А наряду с подлинными ценностями,
надежно прикрытыми плотными стеклами ювелирных витрин, повсюду набросаны
груды всех видов ширпотреба, который свободно может пощупать своими руками
каждый желающий.
Право же, разобраться в музыке нашего времени ничуть не легче, чем в лабиринтах
большого универмага. То, что предлагает нам сегодня эта музыка, или то,
что, потеряв всякие признаки музыки, называется так порой лишь по привычке,
— поистине может сбить с толку самого искушенного музыковеда, историка,
социолога, философа.
Никогда еще, кажется, не знала музыка такого количества различных, зачастую
взаимоисключающих направлений, течений, школ, теорий, систем, как сегодня.
И никогда еще они не сменяли друг друга так стремительно, как это происходит
сейчас на наших глазах. Моды в музыке сменяются едва ли не чаще, чем в
витринах универмагов.
Еще сравнительно недавно можно было говорить о трех руслах, по которым
текла, бурно развиваясь, музыка нашего
времени. Центральное, магистральное русло — музыка, которую с полным
правом можно называть современной классикой. Именно она определяет лицо
музыки середины XX века. Именно она, своими истинно новаторскими устремлениями
двигает вперед музыкальную культуру нашей эпохи, связывая ее в то же время
с лучшими, жизненными традициями народного и классического искусства прошлого.
Это (называю, разумеется, лишь некоторые имена) — Рахманинов и Прокофьев,
Шостакович и Стравинский, Онеггер и Барток, Яначек и Гершвин,
Сухонь и Вилла Лобос. Перечень ныне здравствующих и продолжающих творить
в том же классическом русле я начал бы с имени Хачатуряна.
А по обе стороны, чаще всего откровенно противостоя друг другу, развивались
всевозможные формы так называемой «поп-музыки» (популярной музыки легкого
жанра) — основы «массовой культуры», как на Западе называют упрощенное,
удешевленное искусство, предназначенное для широких народных масс, и так
называемого «авангардизма», в отличие от «поп-музыки» не вышедшего за
полвека своего существования за пределы весьма узкой, хотя и весьма шумной
элиты любителей и покровителей всевозможных формальных экспериментов в
музыке (а вернее — рядом с музыкой или, можно даже сказать, — на останках
музыки).
Сегодня картина весьма усложнилась. Разные русла не только влияют друг
на друга (в какой-то мере это было всегда), но порой сливаются вместе
в некие — иной раз любопытные, а нередко противоестественные — явления,
идейно-эстетическую сущность которых определить бывает весьма трудно,
а то и просто невозможно. То, что раньше называлось простым и точным словом
«эклектика», стали называть «полистилистикой», употребляя этот термин
как характеристику некоего новаторского достижения, а по существу, как
оправдание любой художественной беспринципности.
Развлекательная по своей форме музыка сочетается с чем угодно — от политически
актуальной тематики до рекламирования наркотиков. Так называемая серьезная
музыка протягивает руку бездумной развлекательности, смыкаясь не то с
мюзик-хольными представлениями, не то с цирковыми аттракционами. Рождаются
новые жанры «рок-оперы», «поп-оперы».
Право же, разобраться в сумасшедшем мелькании этого небывало пестрого
калейдоскопа нелегко. Может быть, поэтому литература о современной музыке
почти исключительно ограничивается либо информационными обзорами (конечно,
не беспристрастными, а с определенных идейно-эстетических позиций), либо
скрупулезными анализами отдельных произведений, либо агрессивными, рекламно-пропагандистскими
выступлениями представителей тех или иных творческих течений (как правило,
это относится к «авангардистским» течениям), отстаивающих свое исключительное
право называться истинно прогрессивными, истинно новаторскими, истинно
современными. Попытки делать обобщения относятся к музыке вчерашнего дня.
Оно и понятно: обобщать «на ходу» то, что бурлящей, неоформленной лавиной
проносится мимо нас, вряд ли кому-нибудь под силу.