Н.Д. Кашкин - Воспоминания о П.И. Чайковском

Чайковский (книги, литература)

Ноты



Русская классическая музыкальная критика

 

 

Скачать книгу
Н.Д. Кашкин
Воспоминания о П.И. Чайковском

"Государственное музыкальное издательство", 1954г.
(pdf 9.22 Мб)

Содержание:

 

Публикуемые «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н. Д. Кашкина занимают в литературе о Чайковском особое место. Написанные вскоре после смерти композитора, они явились, по существу, его первой творческой биографией, по которой с ним знакомилось целое поколение русских музыкантов и любителей. Уже после «Воспоминаний», публикация которых до их издания П, И, Юргенсоном началась еще в 1894 году в журнале «Русское обозрение», один за другим вышли три тома биографии композитора, написанной его братом Модестом Чайковским. Но ни фундаментальная биография Модеста Чайковского, ни другие работы не смогли заменить собой скромной книжечки Кашкина,—так много ценного содержала она и в обрисовке личности композитора, и в свидетельствах, касающихся его музыкальных и художественных вкусов. Написанная с большой теплотой и задушевностью, она на многие годы оставалась" одной из наиболее популярных книг о Чайковском.

Свое значение, несмотря на имеющиеся в них фактологические неточности, «Воспоминания о П. И. Чайковском» сохранили и в наше время. Так, благодаря «Воспоминаниям» -и тем указаниям, которые в них содержатся относительно оркестровых голосов уничтоженной Чайковским партитуры «Воеводы», удалось восстановить эту оперу и возродить ее к новой сценической жизни. Поставленная в 1949 году на сцене ленинградского Малого театра оперы и балета, «Воевода» стала одной из репертуарных опер Чайковского.


Н. Д. Кашкину и его «Воспоминаниям» советская наука о Чайковском обязана в значительной мере и теми немногими данными, которыми она располагает в отношении музыки оперы «Ундина», большей частью уничтоженной, но частично «раскассированной» композитором по другим аго произведениям (см. «Воспоминания» стр. 87 и примечание № б стр. 207).
К наиболее примечательным страницам «Воспоминаний», безусловно, следует отнести, прежде всего, весь рассказ о московском периоде жизни и творчества Чайковского: здесь и факты, относящиеся к консерваторской среде композитора, и к его дружбе с Артистическим кружком (А. И. Островский, А. Н. Плещеев, Пров Садовский и др.), свидетельства, касающиеся первых московских постановок оперы «Воевода» и балета «Лебединое озеро»; и рассказ о времени создавания музыки к весенней сказке «Снегурочка»; и знаменитое описание последней репетиции «Евгения Онегина» накануне исторического спектакля в московском Малом театре, я многое, многое другое.
Не случайно на «Воспоминания» Кашкина так часто ссылаются все выходящие работы о Чайковском. Несмотря на большое количество существующих источников и обширную документацию, «Воспоминания» эти нисколько не устарели. Внимательное чтение их проливает свет на те моменты творческой биографии великого композитора, которые оставались до сих пор недостаточно освещенными. Как на один из примеров, здесь можно указать на следующий любопытный факт. Оказывается, кроме известных нам музыкально-критических статей, или, как они назывались, «Музыкальных фельетонов», перу Чайковского принадлежат и другие статьи, написанные им совместно с Кашкиным, но опубликованные без подписи (см. стр. 103).

Не приходится доказывать, какой находкой явилось бы обнаружение этих еще не известных нам статей Чайковского и каким неоценимым материалом для дополнительной характеристики его музыкально-критической деятельности оказались бы они в руках исследователей.
Живой свидетель трудов и дней Чайковского, Кашкин писал воспоминания по свежим следам, не сверяясь ни с какими документами, полагаясь исключительно на свою память. Отсюда — встречающиеся в них фактологические неточности, которые со страниц журнала «Русское обозрение», где воспоминания печатались вплоть до последнего, декабрьского номера 1895 года, перешли затем и в издание Юргенсона, единственное отдельное издание «Воспоминаний о П. И. Чайковском», осуществленное в 1896 году.
С тех пор «Воспоминания о П. И. Чайковском» Н, Д. Кашкина никогда и никем не издавались.
Настоящая публикация является, таким образом, их первым переизданием.
«Воспоминания» печатаются в том виде, в каком они были изданы Юргенсоном, за исключением двух небольших купюр: одной, относящейся к характеристике, которую Кашкии дает деятельности покровительницы Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны (в главе V), и другой, содержащей в себе его оценку апрельских событий 1866 года (в главе I).
Все фактологические неточности оговорены в примечаниях. Даты всюду даются по старому стилю. Наименование первой оперы Глинки заменено ее первоначальным авторским названием — «Иван Сусанин».

Скачать книгу Скачать книгу